Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Сталин в нижнем приделе

1 декабря 2008 10:00

Реабилитация отца народов почти дошла до своего предела

Неожиданными подробностями обросла скандальная история о том, как настоятель церкви Святой равноапостольной княгини Ольги отец Евстафий (Жаков) вывесил для поклонения икону с изображением Сталина. За что руководство Русской православной церкви его осудило. Зато молва и пресса за несколько дней едва не превратили священника в новомученика.
Сначала разнеслась весть, что игумен удалил Сталина из храма. Потом представители Санкт-Петербургской епархии сообщили, что отец Евстафий, «не выдержав гонений и издевательств, вынужден был оставить должность и уйти на покой». А на днях некоторые СМИ и вовсе отправили отца Евстафия в реанимацию в состоянии клинической смерти. Несмотря на это, корреспондентам «Новой» удалось застать священника на службе, а икону с Иосифом Виссарионовичем — на прежнем месте…




Бог не выдаст, свинья не съест
Невзгоды, описанные выше, обошли стороной церковь Святой равноапостольной княгини Ольги в Стрельне. Здесь ничего не изменилось за последнее время. Икона с портретом Сталина — в полный рост, в шинели и сапогах, с суровым взглядом из-под густых бровей — висит там же, где висела. Хотя она укрыта от посторонних глаз, но не убрана и уж тем более никуда не унесена.
— Икону пришлось переместить в нижний придел еще в начале осени, чтобы не дразнить гусей, — образно выражаются служители храма и не скрывают: образ Сталина вызвал негодование верующих. — С тех пор ее больше и не трогали.
Расстояние в двадцать километров от Петербурга до церкви оказалось непреодолимым. В итоге к концу прошлой недели судьба священника и иконы в изложении журналистов исказилась до неузнаваемости.
Услышав от корреспондентов «Новой» (в субботу 29 ноября) известие о том, что вывесивший возмутительную икону отец Евстафий «попал в реанимацию, находится в коме и врачи опасаются за его жизнь», в приходе перекрестились:
— Что вы, что вы! Господь сохрани!..
— Но он ушел из храма, покинул пост?
Подчиненные настоятеля растерялись окончательно:
— К 16 часам приедет на службу и сам все объяснит.
Вскоре появившись в храме, в достаточной мере живой и ничуть не взволнованный, отец Евстафий прокомментировал «Новой» последние новости о себе:
— Пока мне никто ничего не говорил. Никаких замечаний не делал. Никуда не вызывал. Не знаю, что будет дальше. Я думаю, если Бог не выдаст, свинья не съест.



Не святой Иосиф
Чуть раньше настоятеля «выдали» прихожане. Икона, породившая скандал, в церкви Святой равноапостольной княгини Ольги в Стрельне очутилась полгода назад. Со слов Евстафия Жакова, подобные изображения также есть в московских — Никольском и Покровском храмах и в Свято-Покровском монастыре. «Там они никому не мешают», — священнослужитель возмущен несправедливым вниманием к себе и своему приходу. Изготовление местной копии, по рассказам, оплатил один из прихожан. Только в июне ее повесили в верхнем приделе церкви и практически сразу вынуждены были спрятать в нижний. Не все могли спокойно молиться в присутствии иконописного тирана.
Формально икона посвящена не вождю советского государства, а блаженной Матроне Московской, о жизни которой ходит немало разных легенд. По одной из них, осенью 1941 года Сталин просил у прорицательницы благословения на войну с немцами. Именно эта встреча и запечатлена на иконе. Сталин во весь рост, выпятив грудь, стоит на переднем плане, а матушка Матрона сидит позади у окошка. Нимбом наделена лишь старица, генеральный секретарь изображен без него и без каких-либо других атрибутов святости. Тем не менее Иосиф Виссарионович в свете церковной лампадки, по мнению прихожан, выглядит весьма одухотворенно.
— Конечно, нимба над Сталиным нет, — рассуждал в разговоре с корреспондентом «Новой» пожилой прихожанин Валерий Федорович. — Но он так смотрит на вас с иконы, что хочется вытянуться по стойке «смирно» и сказать: «Простите, Иосиф Виссарионович»…
— Чувство, что Сталин — отец народов, отчасти и мой высокий отец, не покидало меня всю жизнь, — признался, объясняя свой поступок, настоятель Стрельнинской церкви. — У меня, кроме Небесного, было два отца: один — по плоти, а другой — отец народов, который был строг, который судил, который, может быть, ошибался, но который все равно был отцом моей страны. Я поминаю Иосифа Виссарионовича на всех службах, где это уместно.

Игумен Евстафий
Игумен Евстафий


Церковный экстремист
Русская православная церковь строго осудила и сочла своеволием поступок отца Евстафия.
— Разговоры о святости Сталина — кощунство для верующих, — в интервью «Новой» выразил позицию церкви руководитель пресс-службы Московского патриархата (пресс-секретарь патриарха Алексия II) Владимир Вигилянский. — Не было более страшных времен, чем сталинщина и советский период. Именно при сталинском режиме никто не претерпел столько, сколько духовенство, которое было почти истреблено. Сотни тысяч новомучеников пострадали в те годы. Для православного уха имя Сталин звучит чудовищно.
— Хотя икона не содержит символов почитания политического деятеля, однако и то, что на ней изображена фольклорная, неподтвержденная житием Матроны, встреча со Сталиным, — дикость и нелепость, — отметил Владимир Вигилянский. — Вывешивание иконы неканонического содержания должно быть благословлено правящим архиереем. Но такого благословения дано клирику не было. Это дисциплинарное нарушение. Скорее всего, епархия запретит упомянутую икону, я уверен на сто процентов. А с поступком священника должен разбираться правящий архиерей — митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.
В Московской епархии «Новой» подтвердили, что уже сталкивались с похожими ситуациями. Неканонические изображения несколько раз вывешивались в храмах Москвы и Подмосковья. Чем патриарх был крайне недоволен и накладывал прещения на самодеятельных священников, а сомнительные иконы навсегда исчезали из церквей.
Действия отца Евстафия в Санкт-Петербургской епархии назвали «сектантством», но подчеркнули, что конфликт уже исчерпан.
— К сожалению, есть у нас такие церковные экстремисты, — заявил в конце прошлой недели руководитель миссионерского отдела епархии протоиерей Александр Будников. — В храме недопустимо выставлять даже неканонизированных святых, а что уж говорить о такой персоналии, как Сталин. Это самоуправство. Оно сбивает с толку людей. Тем самым настоятель храма несет в мир соблазны и смущение, потому что его мнение очень важно для прихожан. Мы не можем смущать верующих подобными образами. В ближайшее время икона из храма исчезнет.
— Более того, — добавили в епархии, — священник под давлением общественности уже написал прошение об освобождении от должности. Он довольно пожилой человек, не выдержал гонений и издевательств над собой. Иконы нет, служителя нет. Так что говорить дальше не о чем.
Есть о чем. Поскольку в действительности, как выяснилось, ни наказания, ни проверки, ни просто беседы не повлекло серьезное нарушение церковного порядка. Сам нарушитель церковных канонов не видит за собой никакой вины.
— Икона возбудила совершенно ненужные эмоции. Теперь надо, чтобы все успокоилось мало-помалу, — высказал свое видение инцидента отец Евстафий.
Он верит в это и продолжает вести службы в церкви, под куполом которой живет образ Сталина.

Нина ПЕТЛЯНОВА
Фото Михаила МАСЛЕННИКОВА, ИНТЕРПРЕСС