Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Штрихи к портрету иосифа джугашвили (сталина)

1 декабря 2008 10:00

Продолжение. Начало — в номере 87 «Новой газеты в Петербурге»



Застенок, где в разное время сидели Иосиф Виссарионович и дед автора статьи
Застенок, где в разное время сидели Иосиф Виссарионович и дед автора статьи


Родина Иосифа
Грузия (как ее называют в Польше, Словакии и странах бывшего СССР), или Джорджиа, или Георгиа (как ее называют в остальном мире) и Сакартвело (как это звучит в самой стране на языке этого народа), расположена между двумя системами гор — Большим и Малым Кавказом, с запада ее границу омывают воды Черного моря. Соседние государства: Россия, Турция, Армения, Азербайджан.
Это та страна, где, согласно мифологии, был прикован Прометей и откуда греки похитили золотое руно, а Ясон увез Медею — родоначальницу медицины («медицина» — наука Медеи).
Это та самая страна, о которой еще в VI в. до н. э. писал Гекатей Милетский и после него — Геродот, Помпей, Страбон…
Из известных в мире четырнадцати алфавитов один — грузинский.
Это та самая страна, где апостол Симон Канонит встретил свою смерть. На месте его убийства возведена церковь св. Симеона Канонита в современном Новом Афоне (Анакопия). Это та самая страна, где ступала нога Иоанна Златоуста. Он также был похоронен в Грузии, в Команах, близ Сухуми. Это та самая страна, где проповедовал и апостол Матфей, избранный апостолом вместо Иуды, и где Андрей Первозванный основал первую грузинскую епархию в Ацкури…
Понятно, что это страна, где христианство появилось в I веке. А в 325 г. на Никейском Соборе уже официально присутствовал Стратофил, епископ Бичвиндский, и в 337 году христианство было признано государственной религией.
Первое в мире вино появилось в Грузии, где еще 7000 лет тому назад существовала культура лозы. Недавно это окончательно было подтверждено научно — Всемирным музеем виноделия и исследовательским центром по изучению виноделия Великобритании. Основываясь на материалах археологических раскопок, известный ученный Хью Джонсон в своей книге «История вина» указывает, что именно в Грузии были найдены древнейшие следы виноделия. В Грузии насчитывается до 500 аборигенных сортов винограда. Сегодня около 30 из них употребляются для производства вина.
Грузинская поэзия, песня и вино отображают историю, культуру, правила жизни грузинского народа. Вино для грузина — божественный напиток. Песня для грузина — способ гармоничного существования. С точки зрения религии, истории, традиций — всего, что лежит в основе грузинской ментальности, — невозможно представить себе грузина, его быт без песни и вина. У Стравинского было одно огромное потрясение, о котором он писал как о явлении, перевернувшем его прежние представления о музыкальности мира и человека. Это произошло, когда ему довелось впервые услышать грузинскую хоровую полифонию. Кстати, именно эти песнопения признаны и охраняемы ЮНЕСКО как ценнейшее культурное достояние человечества.
Науке осталось раскрыть немало загадок и объяснить немало странных фактов, например: почему искусство ваяния не достигло особых высот в Грузии, которая поражает и любителей искусства, и ученых специалистов своими музыкальными и поэтическими традициями, архитектурой и настенными росписями храмов?
Словом, родина — это «сироп», в котором неизбежно варится человек, формируясь духовно, ментально, физически.
Возможно, все перечисленное выше и не нашло явного отражения в характере Иосифа Джугашвили, но, безусловно, повлияло, хотя бы опосредованно, на формирование его натуры.

Церковь Святой Троицы далеко в горах
Церковь Святой Троицы далеко в горах


О грузинском характере
Пожалуй, можно начать с общих признаков национального характера грузин, и, следовательно, ментальности Иосифа Джугашвили, от которой он, безусловно, не мог избавиться всю жизнь, хотя и пытался.
Грузинская психология или ментальность, если угодно — феодальная ментальность. В Грузии до сих пор в почете аристократия, берущая зачастую свое начало из раннего Средневековья. Принадлежность к дворянскому сословию, и уж конечно принадлежность к княжескому роду, акцентирует на себе внимание грузинского общества. Изначально предполагается, что такой человек наделен высокими нравственными качествами и замечательным интеллектом. Его выделяют из окружающих и более благосклонны к его персоне, чем к остальным. Видеть в личности через призму ее родословного древа нечто значимое, привлекательное, лучшее — признак именно феодального мышления, имеющий глубокие исторические корни. Ведь именно аристократическая знать вместе с церковью выполняла в Грузии функцию просветительства, нравственных начал, служила примером и источником формирования национального самосознания. В силу многих причин знать не была так далека от простого народа, как в России или Европе. Она была традиционно более демократична, зачастую (особенно в периоды бесконечных освободительных движений и войн) почти сливаясь с народом. Взаимоотношения между разными классами и сословиями таким образом приобретали характер не глубинной антипатии и ожесточенного противостояния, а служили эталоном и примером для подражания, стимулом стремления вверх по сословной лестнице.
Даже сегодня неосознанное деление общества на сословные слои наделяет грузина определенной карьерной динамикой, характеризующейся высокой потребностью к состязательному, социальному доминированию над окружающими. Здесь необходимо отметить, что в грузинском варианте доминирования подсознательно на первое место ставится титульность, а не материальный достаток. В современном мире, понятное дело, такая внутренняя задача наиболее легко разрешается посредством публичности, общественного признания — карьерного роста в политике. Вот почему уже с конца XIX века удельный вес грузин в политике так высок. Хотя при этом необходимо отметить, что уникальная политизированность целого народа, видимо, требует более глубокого изучения с точки зрения исторического формирования.
Но одновременно такая формула успеха таит в себе преграды в виде психологических самоограничений, связанных с теми же остатками феодального мышления — если принадлежность к низкому сословию не соответствует поставленной цели. И опять условия современного мира, политика дают надежду наиболее безболезненно преодолеть внутренние табу, правда зачастую не без остаточных комплексов.
В маленькой стране ее история находится рядом с человеком, она окружает его. Она часть его жизни в виде живых людей — прямых потомков, воспоминаний. Прошлое рядом, это сохранившиеся места событий, вещи, даже пока еще живые свидетели. В эту историю можно окунуться, соприкоснуться с ней, потрогать ее. В маленькой стране историческим мифам тесно, величие исторических событий и подвиги героев теряют помпезность, становясь просто документальным наследием, утрачивая исторический блеск и покрываясь патиной повседневности, что, повторюсь, делает их незыблемо реальными и достоверными. Таким образом, грузины в значительной мере: лишены потребности в сакральном, в ощущении трепета и восторга от сознания значимости собственной истории; психологически не испытывают голода и жажды поклонения своей истории — она ведь рядом как часть быта; сравнительно равнодушны к авторитетности. Эти качества, смотря под каким углом их рассматривать, можно определять и как недостатки, и как достоинства.

Продолжение — в следующих номерах «Новой».

Крестьянин, разливающий вино
Крестьянин, разливающий вино


Малхаз ЖВАНИЯ