Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Механизм дворцового моста решено сберечь

12 ноября 2012 10:00

Устройство, приводящее в движение крылья главной переправы через Неву, может стать экспонатом будущего музея науки и техники. «Второй вариант, который рассматривается, — оставить его на месте, чтобы он находился непосредственно на Дворцовом мосту и люди имели возможность его увидеть, потому что это действительно уникальный механизм», — заявил губернатор Петербурга.

Георгий Полтавченко пообещал сохранить раритетный образец российской техники






Начавшаяся реконструкция петербургского моста номер один едва не стоила нашему наследию серьезной потери. Утвержденный проект предусматривает замену исторического разводного механизма на современный; при этом оставалось неясным, как намерены обойтись с якобы отслужившим свое старым сердцем Дворцового моста. «Новая» сочла необходимым привлечь внимание к этой проблеме, пока не случилось непоправимого (подробнее см. № 84 за 2012 год). После нашей публикации в микроблоге руководителя губернаторской пресс-службы Андрея Кибитова появилось сообщение: «Губернатор СПб: уникальный разводной механизм реконструируемого Дворцового моста обязательно будет сохранен для истории». Засим последовали еще несколько твитов: о том, что вопрос о размещении механизма в каком-нибудь петербургском музее «находится в работе уже два месяца» и что, возможно, отправят его в создаваемый музей науки и техники.
Непонятно, правда, отчего руководитель пресс-службы главы города до сих пор не удосужился известить петербуржцев о решении двухмесячной давности. Можно было бы предположить досадную халатность, однако это далеко не единственный случай бездеятельности ведомства господина Кибитова, чреватой серьезными имиджевыми потерями для губернатора. Достаточно вспомнить недавний спектакль с вариациями на тему «жлобства», когда смольнинская пресс-служба не сделала ничего для оперативного купирования скандала и даже не удосужилась своевременно опровергнуть приписанные Георгию Полтавченко формулировки. На фоне того рвения, что выказывал Андрей Кибитов на службе у Валентины Матвиенко, его нынешний стиль работы все больше напоминает тихий саботаж, если не вредительство.
Впопыхах транслированное предложение о возможном размещении разводного механизма в еще не существующем музее науки и техники поначалу вызвало лишь раздражение: ведь пока нет даже концепции музея (заказ на ее разработку Смольный разместил 7 ноября), меж тем руководство «Мостостроя» сообщает, что к замене механизма приступят в межнавигационный период. А навигация, как известно, завершается 12 ноября. То есть демонтаж может начаться вот-вот, но куда деть демонтируемое, все еще не решено. Сдается, поднятая «Новой» тревога все-таки была не напрасной.
Воспоследовавший пресс-релиз Смольного извещал о том, что губернатор Петербурга поручил вице-губернаторам Сергею Козыреву и Василию Кичеджи взять под контроль вопрос демонтажа и передачи на музейное хранение исторического разводного механизма Дворцового моста и что запланированные работы будут осуществлены «с соблюдением всех технических требований, экспозиционной ценности и исторической идентичности».
Релиз завершался словами главы города о том, что Петербург «богат не только архитектурными и историческими памятниками, но и уникальными техническими устройствами и конструкциями, для хранения которых, возможно, будет целесообразным создать музей науки и техники».
На следующий день, перед открытием Петербургского международного культурного форума, Георгий Полтавченко сам представил журналистам позицию руководства города — сообщив, что, помимо музеефикации, рассматривается и другой вариант, позволяющий сохранить механизм на прежнем месте, чтобы «люди имели возможность его увидеть».
Напомним, что именно такой вариант представляется предпочтительным и защитникам памятника отечественной техники. Опыт европейских исторических городов подтверждает, что это не только возможно, но и коммерчески выгодно. Чтобы и нам пойти по такому пути, потребуется корректировка реализуемого сейчас проекта. Но, как полагают наши эксперты, затраты на это могут оказаться существенно меньше тех, что пойдут на работы по демонтажу громадного устройства, его транспортировку, сборку и установку на новом месте.

Татьяна ЛИХАНОВА