Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

За зсд заплатим трижды

11 августа 2011 10:00

Во вторник в Смольном подвели итоги открытого конкурса на строительство центрального участка Западного скоростного диаметра


Победителем конкурса стала «Магистраль северной столицы» — консорциум, в который входят финансовые компании «Группа ВТБ», «Газпром банк», GPB Infrastructure (Кипр), а также консорциум строительных компаний Astaldi (Италия), Mega Yapi и IC (Турция).
Вторым участником конкурса была Балтийская концессионная компания «Магистраль». Третий участник — корейский консорциум Samsung C&T Corporation — отказался от участия в конкурсе.
Победитель обязуется выполнить работы по строительству участка — наиболее сложного из всей трассы ЗСД (три моста, в том числе вантовый, и тоннель) за три года, начиная с 1 января 2012 года. После этого инвестор получит право эксплуатировать трассу на протяжении 30 лет.
В пресс-службе ОАО «ЗСД» нам сообщили, что по их оценке, инвестор должен был вложить в строительство около 80 млрд рублей. 50,7 млрд на строительство ЗСД выделяет федеральный бюджет.
«Магистраль северной столицы», по словам председателя правления ВТБ Андрея Костина, оценила стоимость центрального участка ЗСД в 106 млрд рублей (с учетом индексирования за период строительства) и хотела получать ежегодный минимальный гарантированный доход в 9,6 млрд.
Конкуренты из Балтийской концессионной компании, по словам генерального директора Балтийской дноуглубительной компании Владимира Бланка, оценивали стоимость участка в 119 млрд рублей с учетом индексирования и хотели получать ежегодный доход от эксплуатации трассы в 16,3 млрд. Кроме этого, срок строительства ими оценивался в 3,5 года, начиная с 1 июля 2012-го (окончание строительства планировалось к 2016 году).
Отметим, что кто бы ни выиграл этот конкурс — он в итоге не несет никакого финансового риска. Почему? Все просто.
Признав победителем заявку «Группы ВТБ» и ее партнеров, городские власти по условиям конкурса обязуются обеспечить инвестору минимальный гарантированный доход от эксплуатации ЗСД в размере указанных 9,6 млрд рублей ежегодно.
В случае, если инвестор будет получать меньший доход (или не будет получать его вообще — если по трассе из-за высокого тарифа никто не будет ездить), город обязуется ему доплатить до указанной суммы. Если же доход от эксплуатации окажется выше, чем 9,6 млрд рублей в год, то 10% от этой сверхприбыли инвестор заберет себе, а 90% передаст городу.
Нетрудно подсчитать, что даже при самом неблагоприятном варианте за 30 лет инвестор получит гарантированный доход в 288 млрд рублей — что в несколько раз превышает его вложения в строительство — и, как уже сказано, не несет никакого рыночного риска: риски целиком и полностью возлагаются на государство.
Казалось бы, для города такой способ строительства, мягко говоря, невыгоден? Но именно такой механизм установлен питерским законом «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах»: статья 8 этого закона дает возможность включать в концессионное соглашение условия «обеспечения минимального дохода от деятельности партнера по эксплуатации объекта соглашения».
По сути, это означает, что мы заплатим за ЗСД трижды. В первый раз — когда бюджет будет выделять средства на софинансирование строительства. Во второй раз — когда будем по нему ездить. И в третий раз — когда будем из своего кармана (как налогоплательщики) компенсировать инвестору положенный ему «минимальный доход».

Борис ВИШНЕВСКИЙ