Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

С ветерком

3 апреля 2008 10:00

Ну вот и дождались: со вторника подорожал проезд на общественном транспорте. И это суровая правда жизни, введенная в действие еще предновогодним постановлением городского правительства.

Повышая цены на социальный транспорт, власти опять начинают гонения на коммерческий





Теперь, как уже рассказывала «Новая», получается, что с декабря 2003 года, когда за проезд в городском транспорте мы платили по 5 рублей, тарифы выросли более чем в три раза, при официальной инфляции за это время всего в 51%. Само собой, вслед за общественным транспортом начнет дорожать и коммерческий — в нескольких маршрутках уже поднялись цены с 20 до 22–23 рублей. Стоит напомнить, что частные перевозчики уже поднимали цены всего три месяца назад — сразу после Нового года большинство из них вышли на круглую сумму в 20 рублей.
Если говорить об общественном транспорте — городская администрация привычно объясняет произошедшее ростом цен на топливо, метрополитен заявляет о больших расходах на ремонт подвижного состава и на оснащение новых станций и переходов на строящейся Фрунзенской ветке. И еще нам говорят, что повышение тарифов не коснется пенсионеров, инвалидов и других граждан льготных категорий. Правда, для школьников карточки подорожали. И нет никакой гарантии, что и ветеранские проездные тоже не подрастут в цене. Как нет и гарантии, что нас будут лучше обслуживать. Тем паче что новых автобусов, троллейбусов и трамваев мы видим мало. И на их закупку бюджет, заметим, выделяет средства отдельно — необходимость этих трат никак не объясняет рост прейскуранта.
Зато многие автобусы в целях экономии ставок кондукторов обходятся без них, выпуская пассажиров исключительно через переднюю дверь. Насколько это упрощает и убыстряет проезд, особенно в часы пик, — понять несложно. И каждый раз, когда мне на моем Васильевском острове приходится, например, пользоваться 151-м или 152-м маршрутом автобуса (где особенно любят ездить без кондуктора), хочется сказать немало теплых слов в адрес Комитета по транспорту и компании-перевозчика, получившей этот социальный маршрут в нагрузку к шести коммерческим — в соответствии с условиями конкурса. Ну а если Комитет по транспорту еще и реализует свою давнюю мечту о введении турникетов с электронными билетами (в целях борьбы с «зайцами») — тут уж жизнь медом не покажется…
Правда, о том, чтобы она и не показалась, неустанно заботится родная администрация. Так, на минувшей неделе вице-губернатор Александр Полукеев выступил с судьбоносным предложением: запретить маршруткам ездить по Невскому проспекту. И. о. председателя Комитета по транспорту Станислав Попов получил 9-месячный срок на выполнение этого требования. Также, мол, как «упорядочили движение по Лиговскому проспекту», теперь будут «упорядочивать» и движение по Невскому, а то «оборвали всю главную артерию города». И вообще, как уверяет вице-губернатор, городское правительство планирует уйти от использования маршруток: «То, что горожане видят сейчас на улицах — пережиток 90-х годов»…
Маршрутки, наверное, мешают остальному транспорту. Но каждый, кто вечером пытался проехать по Невскому, знает, как легко дождаться социального автобуса. И что именно маршрутка может выручить — особенно если надо и сесть в нее в нужном месте, и сойти в нужном тебе, а не составителю плана остановок. Но неймется вице-губернатору и прочей чиновной рати (пользующейся, заметим, исключительно персональными машинами). И тяжко оскорбляет их взор зрелище маршруток, портящих своим непрезентабельным видом Невский проспект.
В последние недели о ДТП с участием маршруток нам сообщали с завидной регулярностью, а сейчас — так почти каждый день, иногда не по одному разу. И начальник ГУВД по Петербургу и области Владислав Пиотровский говорит, что если раньше у населения наибольший резонанс вызывали заказные убийства, то сейчас — аварии с участием маршрутных такси.
«Знаешь, мне страшно ездить в них! — сказал друг, разбивший машину и впервые за последние десятилетия временно ставший пассажиром. — «Газели» — это очень неудобный способ самоубийства!» И то: водители, многие из которых на вид являются классическими гастарбайтерами из южных республик, порой, вертя руль, одновременно говорят по мобильнику, переключая передачи, принимая деньги и отсчитывая сдачу. И все же — ездим, компенсируя немалый риск и тесноту микроавтобусов скоростью и удобством маршрутов. Да и экономия нередко получается. Если ехать напрямую, без пересадок. Что касается аварийности, то и большие социальные автобусы нередко становятся виновниками ДТП — из-за низкой квалификации водителей, подбор которых сейчас далек от стандартов прошлых лет. В советские времена водить пассажирский автобус мог только человек, имеющий отличное зрение, крепкие нервы, спокойный характер и проработавший без единого ДТП не менее пяти лет. Вдобавок он длительное время ездил с инструктором — опытным шофером. Сейчас о такой системе подготовки кадров можно только мечтать…
На самом деле от маршруток давно можно было бы отказаться. Но при одном условии, которое не является тайной: в городе должен нормально работать общественный транспорт. Вот чем бы озаботиться вице-губернатору Полукееву. А чтобы быстрее озаботился — пусть ездит на службу и передвигается по городу исключительно на автобусе или трамвае.

Борис ВИШНЕВСКИЙ
Фото ИНТЕРПРЕСС


Прайс
Прокатиться в наземном транспорте теперь стоит уже не 14, а 16 рублей, а на метро — 17. Стоимость единой карточки на все виды транспорта на месяц увеличилась с 880 рублей до 1070, школьной карточки — с 175 до 210. Месячная карточка на один из видов наземного транспорта дорожает с 385 до 440 рублей, на два вида — с 470 до 535, на все три (автобус, троллейбус, трамвай) — с 580 до 660 рублей.