Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Колесница на тот свет

23 июля 2007 10:00

Пятилетняя дочь мэра Сочи Валерия Колодяжная погибла в Петербурге. А вместе с ней, похоже, на берегах Невы умрет каретный бизнес.

В этой трагедии по-своему виноваты все, кто мог ее предотвратить. Никогда не простят и не забудут эту поездку в северную столицу мэр города Сочи Виктор Колодяжный и его супруга. Папа с мамой, которые и сами корят себя за то, что допустили, не удержали, не уберегли, — им можно только соболезновать. Причастна и возница экипажа, если в ходе следствия подтвердится, что ребенок сидел не там, где нужно, и не так, как положено. В любом случае виноват водитель автомобиля, въехавший в конную упряжку сзади. Вина лежит и на администрации Петербурга, которая вот уже несколько лет не может разработать правила движения по городским улицам гужевых повозок. Различные федеральные законы, которые до сих пор регулируют этот порядок, устарели и не соответствуют реалиям. А до введения новых у чиновников Смольного никак не доходят руки…
Не виновата только маленькая девочка. Во-первых, потому, что лишь ребенок вправе не нести ответственности за опрометчивые и необдуманные поступки. А во-вторых, потому, что отвечать и некому — по общей совокупной вине как раз ребенка и не стало…




Шансов не было
Еще около 19 часов в субботу Лера была жива. И мэр Сочи Виктор Колодяжный (хотя и знал, что у девочки разорваны селезенка и печень, серьезно пострадали желудок и другие органы) еще надеялся, что невозможное возможно. Он говорил, что ждет врачей. Он верил в то, что люди в белых халатах иногда бывают богами. Если не местные, не российские, то хотя бы западные. Сразу после аварии на помощь лучшим медикам Петербурга вызвали специалистов из Германии. Четверо немецких врачей прилетели в северную столицу. Настолько быстро, насколько это вообще возможно. Но выяснилось, что врачи из-за границы прибыли уже только затем, чтобы констатировать, качая головами:
— Действительно петербургские врачи сделали все возможное. Но при таких травмах спасти ребенка шансов не было…
Около 21 часа 21 июля Валерия Колодяжная скончалась.

Наезд на мэра
Не авиаперелет, не автомобильный переезд — обычное катание на лошадях оказалось роковым для высокопоставленного семейства. Мэр олимпийского Сочи Виктор Колодяжный (с женой и дочерью) прилетел в Петербург в минувшую пятницу — «отдохнуть на выходные». Это был частный визит, о котором знали немногие. Колодяжные гуляли по городу инкогнито. Решили покататься — в нескольких метрах от Эрмитажа остановили карету. Чья колесница попала в ДТП, стало известно уже после трагедии…
Конная повозка, в которой ехали глава южного курорта Виктор Колодяжный, его супруга и пятилетняя Лера, передвигалась со скоростью 5–10 км/ч: быстрее разгоняться такие экипажи просто неспособны. Обманчивое ощущение безопасности и подвело. Как позже сетовали очевидцы — актеры, изображающие на Дворцовой площади Петра Первого и Екатерину Великую, — маленькая девочка не хотела садиться в карету вместе со взрослыми — ей, как и всякому ребенку, не терпелось взобраться на козлы. Семью предупреждали, что это опасно. И все-таки Валерия настояла…
Несчастье случилось около восьми часов вечера 20 июля в самом центре города: недалеко от Эрмитажа, Адмиралтейства, Александровской колонны. Автомобиль «ВАЗ-21099» догнал карету и ударил сзади. Неожиданно и сильно. По данным дорожной милиции, на Адмиралтейском проезде, где скорость движения транспорта ограничена специальным знаком: 40 км/ч, жигули двигались на скорости, близкой к 100 км/ч. За рулем находился петербуржец Алексей Ботлев (около 30 лет). В неофициальных беседах позже инспектора ДПС возмущались: «ездить не умеет», «права получил полгода назад», «машину взял покататься у отца»…
При столкновении ребенок вылетел на дорогу. Случайные свидетели происшествия вспоминали, что девочка на тот момент по-прежнему сидела на облучке рядом с возницей, поэтому и не удержалась. В ближайшее время точно подтвердить или опровергнуть это предстоит петербургским следователям. Дальнейшее также известно только в пересказе участников инцидента и нуждается в тщательной проверке. Маленькая Лера, выпав из повозки, попала то ли под ноги лошади и колеса кареты, то ли под легковой автомобиль.
Скорую дожидаться не стали: девочку, сразу потерявшую сознание, в реанимацию доставили на такси. Спешили: состояние ребенка было критическим. Выбрали ближайшую — Мариинскую — больницу на Литейном проспекте. Медики определили, что при аварии у девочки оказались серьезно повреждены внутренние органы (желудок, селезенка, печень). Экстренную операцию по спасению Валерии начали тотчас же. Врачи не отходили от ребенка сутки (все это время, также неотлучно, в палате находился отец — мэр Виктор Колодяжный). Однако, несмотря на усилия медиков, состояние малышки стабильно оставалось крайне тяжелым. В больничных коридорах вздыхали: «С таким диагнозом не выживают 99 человек из 100…»

Кони — в загоне
В таком же чрезвычайном режиме, как и врачи, работали правоохранительные органы северной столицы. С восьми вечера пятницы до утра субботы представители всех силовых структур (от ДПС до ФСБ) не покидали место происшествия, разбираясь в деталях и подробностях. Еще когда девочка была жива, днем 21 июля, Главное следственное управление (ГСУ) ГУВД Петербурга и Ленинградской области по факту ДТП возбудило уголовное дело по ст. 264, ч. 1 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее тяжкие последствия». Однако теперь не исключена переквалификация случившегося. Расследование дела ведет ГСУ Петербурга.
Кроме того, по имеющимся сведениям, после ЧП в городском управлении внутренних дел прошло экстренное совещание. Что обсуждалось на внеплановом милицейском инструктаже — неизвестно. Однако с утра субботы движение в центре города (и без того нелегкое) для автомобилистов осложнилось резко возросшим поголовьем инспекторов ГИБДД, а для четвероногих закрылось вовсе.
— Мне сразу после аварии, еще до разбора полетов, посоветовали: «закрывайте бизнес», — признался в интервью корреспонденту «Новой» Александр Ивахнов, директор фирмы «ВАЛКиТ», предоставившей экипаж семье Колодяжных (фирма работает около двадцати лет и имеет опыт обслуживания ВИП-клиентов). — Я понял, что буду виноватым, даже если ни в чем не виноват.
Наутро Александр Ивахнов отменил конные прогулки по живописным местам города на Неве.
— Однако несколько ранее сделанных заказов (в том числе три свадьбы, одна из них — у ведущей «Русского радио» Аллы Довлатовой) мы по договорам не имели права снять, — объясняет Ивахнов. — Эти кареты сотрудники милиции задержали (без объяснения причин), отправили на штрафстоянку, а возниц по три-четыре часа продержали в отделениях. Знакомые в органах мне передали, что дан негласный приказ изымать кареты.
Видимо, ВИПовской прогулке на лошадях суждено стать судьбоносной для всего каретного бизнеса в северной столице. Участники этого рынка уже сегодня предчувствуют, что если кареты и коней не выгонят из центра города совсем, то создадут им самые жесткие условия существования.
— Мы этих правил несколько лет не могли добиться. Писали и просили, чтобы Смольный издал распоряжение, регламентирующее нашу деятельность, — показывает копии писем директор фирмы «ВАЛКиТ» Александр Ивахнов. — Сегодня для того, чтобы начать работу, мы получаем разрешения во множестве инстанций: ГИБДД, в администрациях всех уровней, отделе благоустройства, Комитете по туризму, управлении эстетики, ветеринарной службе. Но между тем ни одно из разрешений не позволяет нам работать нормально. В этих документах не содержится правил конного движения, поскольку их просто нет…
Чтобы не являться нарушителями, до сегодняшнего дня «каретники» соблюдали действующие законы. И, кстати, во всех случаях, когда к ним возникали претензии, выигрывали суды. Одновременно они регулярно обращались в администрацию Петербурга с просьбой рассмотреть и разработать стандарты перевозок на гужевых повозках. На одно из последних писем от имени губернатора Валентины Матвиенко пришел ответ: «рассмотрим и примем в начале 2007 года». Потом сроки плавно передвинулись на третий квартал этого года. Как раз третий квартал сейчас и начался. И правила, скорее всего, чиновники теперь напишут. Не удивительно, если они начнутся со слова «запрещено»…

Нина ПЕТЛЯНОВА
Фото ИНТЕРПРЕСС