Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Исчезающий петербург

29 мая 2006 10:00

До недавнего времени Петербург оставался едва ли не единственным столичным городом в Европе, сохранившим не только отдельные памятники (этим никого не удивишь), но историческую планировку, выверенную гармонию панорам и доминант, целостность городской среды. Последнее десятилетие стало временем катастрофического умножения утрат и вплотную приблизило Петербург к той грани, за которой – потеря лица, личности, своего неповторимого «я».

Новый экскурсионный маршрут – от котлована к котловану




День рождения города: парадное лицо Невского


Не у всех в день рождения города есть желание примкнуть к шеренгам натужно веселящихся императриц и зайчиков, прыгающих на фоне декораций с намалеванными фасадами, прикрывших срам зияющих пустот. Международный фонд спасения Петербурга-Ленинграда и «Новая газета» предложили альтернативу – экскурсию «Исчезающий Петербург». Ее маршрут соединил адреса недавних потерь, понесенных культурной столицей, и те места подлинного Петербурга, над которыми нависла угроза уничтожения. Но которые, как нам хочется верить, еще можно спасти. – Постепенно Петербург превращается в город-котлован, – делится впечатлениями наш экскурсовод, директор Фонда спасения Петербурга Александр Марголис. – Всем прекрасно известен тот, что образовался у Московского вокзала на месте уничтоженного исторического квартала. И теперь здесь, у Крюкова канала, буквально на наших глазах исчезла частица старого Петербурга. Фрагменты Литовского рынка, памятника XVIII века, ДК Первой пятилетки, архитектурный памятник советской эпохи, были принесены в жертву ради строительства второй сцены Мариинского театра. Так в одном из самых пронзительных мест города появится сооружение, абсолютно чуждое петербургскому контексту. Его громада разрушит перспективу, открывающуюся от Фонтанки к Мойке, что само по себе уже – чудовищный акт вандализма. Есть и еще одна опасность, с которой неминуемо столкнется этот амбициозный проект: очень сложные и ненадежные грунты. Не случайно перспективный план строительства метро обходит стороной этот район города. И никто не может дать гарантий, что при сооружении столь монументального нового здания не рухнет старая Мариинка.
Между тем, как рассказал экскурсантам заместитель института «Спецпроектреставрация» Михаил Мильчек, подготовлены проектные предложения по надстройке Мариинского театра. Их предложено рассмотреть на ближайшем заседании действующего при городском правительстве Совета по сохранению культурного наследия (в него входят и Александр Марголис, и Михаил Мильчек).
– Предлагаемый для второй сцены проект здания существенно выше Мариинского театра. В результате он будет восприниматься как некая пристройка, добавление к новому сооружению. Вероятно, очевидность такой уничижительной перспективы и породила идею надстроить саму Мариинку, – предполагает Мильчек…


Обветшалый задник блестящего фасада


Когда экскурсионный автобус выехал на Университетскую набережную, Александр Марголис напомнил об удивительно точных словах исследователя Петербурга, заместителя главы КГИОП Бориса Кирикова: «Попытки вторжения современной застройки в панораму Невы более опасны, чем утрата отдельно взятых памятников Петербурга. В Европе осталось только два города, в которых акватория играет роль центральных площадей: это залив Сан-Марко в Венеции и Нева в Петербурге».
– Действительно, не Дворцовая площадь и даже не Невский, а Нева есть главный проспект и главная площадь Петербурга. Наши самые драгоценные ансамбли выстраивались поколениями гениальных зодчих именно по ее берегам. Все, даже те, кто весьма сдержанно относится к нашей культуре, признают: в мире не существует примеров подобного союза воды и камня, стихии и архитектуры. И эту уникальность, – подчеркнул Марголис, – мы обязаны сберегать прежде всего. А теперь посмотрите на восток, вверх по течению…
На стрелке Выборгской стороны – колом, вбитым в живое тело, – торчит «элитный» комплекс «Аврора». Неподалеку поднимается другой, претенциозно названный по имени самой высокой точки Европы, – «Монблан». Заявленная высота небоскреба – свыше 70 метров. Реклама строящегося на Каменноостровском проспекте комплекса «Серебряные зеркала» предлагает квартиры с видом на Петропавловскую крепость и Исаакиевский собор. Стоит ли объяснять, что сам комплекс, изготовившийся переплюнуть минареты мечети и колокольню Петропавловки, прекрасно виден? И нуждается ли в комментариях рекламная похвальба еще одной стройки, заявившей о себе под маркой «У Ростральных колонн»? Заметим, что все перечисленные объекты (кроме комплекса «Аврора») были согласованы с КГИОП.
– Есть федеральный закон, есть временный высотный регламент, где четко сказано, что такое строительство совершенно недопустимо в центре города, – напоминает Александр Марголис. – Но вопреки всему возведение высоток идет полным ходом. Надвигается еще более суровая опасность – несколько строительных корпораций выдвинули идею сооружения так называемого «Петербургского Сити» на всем протяжении Выборгской набережной. Уже существует эскизный проект, предполагающий возведение полусотни небоскребов (средняя этажность – 50 метров), которые должны подняться и стоять один за другим от Сампсониевского моста до Гренадерского. Когда вырастет эта огромная стена, никакого очарования акватории Невы не останется. Зловещий «Сити» полностью задавит старый Петербург.


Святая Анна держится из последних сил


Пробный шар уже вброшен – утвержденная городским правительством целевая программа обеспечит возведение «Газпром-Сити» на месте предшественника Петербурга, шведского Ниена. Глава Газпрома заявил о намерении построить здесь, напротив Смольного собора, офисное здание высотой 300 метров.
– Оцените надменность авторов этой идеи, – предлагает Александр Марголис. – Для сравнения: высота колокольни Петропавловского собора – 122,5 метра, Исаакиевского собора – 101 метр. Новые «хозяева жизни» хотят возвышаться над городом, и не где-нибудь, а подле Растрелли. Чтобы этот Растрелли выглядел блохой несчастной на их фоне!
Из «подарков», которыми Газпром уже отметился в Петербурге, – уродливый сундук крытого катка, взгромоздившийся в охранной зоне Таврического сада, в непосредственной близости от Таврического дворца, включенного в список двадцати лучших дворцов мира. На очереди – приговоренный к сносу стадион имени Кирова, ярчайший памятник советской эпохи.
Что же до бедного Растрелли, то ему впору держать круговую оборону – атакуют и с воды, и с суши. Панораму, некогда открывавшуюся на Смольный со Шпалерной улицы, испохабил очередной «элитный» комплекс, перекрывший половину собора. А с другого боку – еще одна потенциальная бомба, заложенная под корпус бывшей градской богадельни.
– Этот объект снят с охраны, – сообщает Александр Марголис. – Тем самым сделан первый шаг к тому, чтобы застроить его территорию. Пусть здания богадельни не являются шедевром, но их скромная архитектура примечательна как раз тем, что не спорит с соседом – творением Растрелли. А представьте себе что будет, когда на этом месте начнется строительство очередного «Монблана»?

Как показывает печальная практика, факт исключения здания из списка охраняемых объектов означает: оно приговорено, ибо нашелся симпатичный властям инвестор, желающий освоить занимаемый памятником участок. Два года назад КГИОП снял с охраны целый квартал классических зданий начала XIX века – городок лейб-гвардии Преображенского полка. Теперь здесь (в границах улиц Радищева, Кирочной, Парадной и Виленского переулка) – чудовищных размеров пустырь. Зачистка произведена в интересах корпорации «Возрождение Санкт-Петербурга», приступившей к строительству очередного жилья для избранных. Почему в понимании руководства КГИОП избранные – это не полководец Суворов и император Александр I, с именами которых связано это место, а те, кто могут отстегнуть по 3000 «зеленых» за квадратный метр, – вопрос уже риторический. Недавно список приговоренных пополнили дом 3 на Марсовом поле (архитектор Луиджи Руска), дом на углу Невского и улицы Восстания, дом 14 по Невскому проспекту – они тоже сняты с охраны.
Многие памятники федерального значения продолжают тихо разрушаться, пока КГИОП и Росохранкультура выясняют, кто из них за что не отвечает. Недавнее обрушение фрагмента ограды Юсуповского дворца хоть и наделало шуму, но обошлось без человеческих жертв. Состояние другого федерального памятника – церкви Святой Анны (памятной многим как кинотеатр «Спартак») грозит настоящей бедой.
– Уникальный памятник XVIII века, построенный по проекту архитектора Фельтена, может рухнуть в любой момент, – предупреждает Александр Марголис. – Если это, не дай бог, случится, вероятность избежать человеческих жертв – нулевая. По обе стороны – школы. Территория, примыкающая к зданию-угрозе, используется как школьный двор. Три года назад случился катастрофический пожар – Святая Анна всю ночь полыхала как факел. С тех пор здание стоит без кровли, и петербургский климат делает свое дело. Перекрытий нет, стены ничем не поддерживаются и никак не скреплены. По Кирочной и Фурштатской периодически проходит грузовой транспорт. Жемчужина раннего классицизма доведена до состояния руин. Так она «охраняется государством» – во всяком случае, об этом свидетельствует доска на фасаде. Рядом еще одна табличка: «Ведутся восстановительные работы. Опасная зона. К стенам не подходить. Машины не ставить». Как не ставятся машины, мы видим – десятки припаркованы почти впритык к зданию. А как могут не подходить к этим стенам дети, если порог их школы находится на расстоянии вытянутой руки? Городские власти как бы приняли меры – мы предупредили, опасно, не подходить, убьет! Объявленные «восстановительные работы» – ложь, я готов отстаивать это обвинение перед любым судом. После пожара не делалось и не делается ни-че-го…
Мы начали нашу экскурсию с пустыря у Мариинского театра. Не хочу быть дурным пророком, но боюсь, что через некоторое время мы встретимся на пустыре здесь, на Кирочной. Не оставляет ощущение: как будто какие-то коршуны нависли и ждут, когда все рухнет и на этом месте можно будет построить свой «элитник».

Татьяна ЛИХАНОВА
Фото ИНТЕРПРЕСС, Александр БАНЬКОВ