Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Стрелочница без крыши

7 февраля 2011 10:00

Следственный комитет нашел крайнего в гибели Вани Завьялова

На сайте Главного следственного управления Следственного комитета РФ по Санкт-Петербургу вывешено сообщение о предъявлении начальнику жилищно-эксплуатационной службы № 3 ООО «Жилкомсервис № 2» Маргарите Аникиной обвинения в совершении преступлений, предусмотренных двумя статьями УК РФ.
А именно — ч. 2 ст. 109 (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей) и ч. 1 ст. 238 (выполнение работ и оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей).
Максимальное наказание по обеим статьям — до трех лет лишения свободы. Таким образом, именно Аникина, по мнению следствия, должна будет ответить за гибель шестилетнего мальчика Вани Завьялова.




Получит по полной
По версии следствия, Маргарита Аникина (заметим, что на сайте Кировской районной администрации она значится заместителем директора ЖЭС) виновна в том, что отпустила в отпуск с 3 по 17 января подчиненного ей начальника домоуправления № 69 (обслуживающего в том числе и дом 28 по проспекту Стачек, где произошла трагедия) Маргариту Овчинникову. И вопреки должностной инструкции «не приняла мер по замещению должности начальника домоуправления № 69 на время отпуска последней, фактически возложив на себя исполнение обязанностей начальника домоуправления № 69».
Сама же Аникина, утверждает следствие, «в период с 3 по 13 января 2011 года мероприятий по санитарному содержанию дома 28 по проспекту Стачек и придомовой территории надлежащим образом не провела, мер, направленных на ликвидацию опасности для населения, не приняла, фактически самоустранившись от исполнения своих обязанностей». Следствием чего и стало падение с крыши указанного дома 13 января ледяной глыбы, погубившей мальчика. В отношении Аникиной следствием выбрана мера пресечения — подписка о невыезде…
Что называется, есть вопросы.
«Теперь этот ЖКС получит по полной», — возмущалась Валентина Матвиенко после трагедии. Однако вся «полнота» завершилась на классическом стрелочнике: более высокое начальство в данных Следственного комитета не фигурирует. Ни таинственно исчезнувший из поля зрения СМИ генеральный директор ЖКС № 2 Вадим Широков, ни те, кто организовал операцию по стремительной передаче 531-го дома в обслуживание от государственного ЖКС к частному.
А именно — бывший директор государственного ЖКС Константин Кротов, бывший заместитель главы Кировского района Михаил Прозоров и ведущий инженер Кировского ГУЖА по работе с ТСЖ Галина Лысенко (как выясняется, до сих пор благополучно, судя по сайту администрации, пребывающая в той же должности). Что касается Прозорова, то он нынче трудится в госкорпорации «Олимпстрой». И, несмотря на возбуждение уголовного дела (о чем рассказывала «Новая») по факту подделки протоколов собраний жителей, судя по всему, следственные органы не беспокоят его неудобными вопросами. Кстати, 2 февраля 2010 года Прозоров попал в список чиновников, торжественно уволенных губернатором — но уволен он был не за «уведенные» дома, а за плохую уборку снега. И, как уже сказано, отправился не на биржу труда, а на вполне хлебное (с маслом) место…
Между тем за последние дни от «сосуль» пострадали еще двое детей: 3 февраля на 3-й Советской улице была госпитализирована с черепно-мозговой травмой 15-летняя школьница, а 4 февраля на пересечении переулка Ульяны Громовой и Лиговского проспекта пострадал 10-летний мальчик. В тот же день вице-губернатор Алексей Сергеев разразился новыми указаниями.
Как сообщает пресс-служба Смольного, «учитывая резкое повышение наружной температуры воздуха и, как следствие, массового схождения наледи, жестко потребовал провести дополнительные проверки всех зданий с непосредственным выходом инспекционной комиссии на крыши, и в случае необходимости немедленно проводить все работы по очистке крыш», а также «провести очистки всех козырьков над парадными».
Интересно, когда же кто-нибудь «жестко потребует» адекватной работы от самого Сергеева (чудесным образом уходящего от ответственности за снежно-ледовый апокалипсис второй год подряд)?



Неоплатный долг
И еще о жилкомхозе: глава Жилищного комитета Юрий Осипов в конце минувшей недели «порадовал» горожан известием о прекращении с 2012 года работы Фонда содействия реформированию ЖКХ, за счет которого Петербург получал дополнительные средства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов. Планируется, что в городе будет создан региональный Фонд реформирования ЖКХ, за счет которого будет производиться капитальный ремонт домов и который будет работать «за счет бюджетных средств и отчислений жильцов многоквартирных домов».
Сейчас, в соответствии с федеральным и городским законодательством, жители оплачивают 5% стоимости этих работ. А вообще, по словам Осипова, по Жилищному кодексу собственники несут бремя содержания своего имущества. Правда, он уверяет, что чиновники «понимают, что в свое время передавали жильцам дома в собственность в разных состояниях, а потому город готов разделить бремя ответственности». Хотя и в небольшой степени: например, ремонт лифтов городские власти готовы финансировать на 20%, а остальные 80% жильцы должны собрать сами. Ремонт фасада старых домов Осипов готов финансировать пополам — 50 на 50. А жители новых домов должны платить за все сами…
Заметим, что в свое время те, кто жил в домах ЖСК, платили за будущий капремонт (за счет этого у них была увеличенная квартплата). Но ремонта никто так и не провел: после гайдаровской «либерализации цен» на эти деньги можно было капитально отремонтировать разве что двери в парадных. При Владимире Яковлеве ввели плату за капремонт — депутаты ЗакСа ее отменили, преодолев губернаторское вето: по закону капремонт тогда был обязанностью городских властей. Затем в Жилищном кодексе в 2005 году появилась статья о «бремени собственника» — но при этом в ЖК не закрепили обязательства государства профинансировать весь тот недоремонт, который оно задолжало собственникам квартир домов, построенных до этого времени, у которых давно изношены трубы, крыши и лифты.
«Граждане стали заложниками того исторического наследия, которое скромно именуется недоремонтом, а по существу означает, что ремонта в доме не было со времен царя Гороха, а подчас и вовсе никогда».
Это — из послания Валентины Матвиенко 2008 года. И до этого питерские власти признавали, что накопленный износ жилых домов — это «долг государства перед жителями». Однако теперь ясно, что этот долг воистину неоплатный, потому что его никто не собирается отдавать.
К тому же именно граждане и их объединения теперь будут в большем, чем ранее, размере отвечать рублем за неубранные крыши. В минувшую среду в ЗакСе был принят в третьем чтении закон, увеличивший административную ответственность собственников зданий за «нарушение сроков и порядка проведения работ по очистке кровель, карнизов, водостоков и иных поверхностей от снега и наледи».
За эти нарушения граждане будут платить от 1000 до 5000 рублей, а юридические лица (в том числе ЖСК и ТСЖ) — от 250 до 500 тысяч рублей. Отметим, что за это выступали даже те, кто называет себя оппозицией: спикер ЗакСа Вадим Тюльпанов благодарил «эсеров» за поддержку законопроекта…
Охотно закрывая глаза на свои расходные обязательства по капремонту ранее принадлежавшей ему собственности, государство совсем иначе ведет себя, когда речь заходит об извлечении доходов из той собственности, которая ему уже не должна принадлежать.
Как не раз рассказывала «Новая», городские власти упорно не признают закрепленного в законе права собственности владельцев квартир на чердаки, подвалы и мансарды, продолжая распоряжаться ими как своим имуществом. Тактика очевидна: собственность, приносящую доход, власти оставляют себе, а собственность, на которую нужны расходы, сбрасывают на плечи граждан.

Борис ВИШНЕВСКИЙ
Фото Михаила МАСЛЕННИКОВА