Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Топор федеральной безопасности

26 мая 2008 10:00

Три дня и три ночи продолжается противостояние жителей и строителей на территории сквера Подводников в Полюстрове. Правда, квартал, ограниченный Бестужевской улицей, улицей Замшина, проспектом Мечникова и Кондратьевским проспектом, находится на осадном положении уже давно — скандал дошел и до Кремля, и до Страсбурга. Пикантность ситуации придает один нюанс: инициатором (по одним документам — инвестором, по другим — заказчиком) реализуемого здесь проекта является структура Федеральной службы безопасности.

Стоит ли ради дома под крышей ФСБ уничтожать сквер памяти воинов-подводников





Каштаны погибших кораблей
Военные действия на территории запланированного под вырубку сквера начались в минувшую пятницу с раннего утра. В квартал прибыли огромные специализированные шаланды с контейнерами, в которые, словно мусор, собирались складывать спиленные деревья; деловито снующие рабочие, на каждого — по охраннику... Как рассказывают очевидцы событий, несколько раз ситуация была на грани фола, и трагедии не произошло лишь чудом.
— Мощный агрегат наподобие экскаватора, с помощью которого пилят и убирают деревья, ехал прямо на людей — и затормозил, хорошо если в полуметре от них, — свидетельствует лидер местной инициативной группы, одна из заявительниц в резонансной судебной тяжбе «Граждане против Охта-центра» Елена Малышева.
Тяжелую технику после приезда телевидения отогнали; и рабочие попытались орудовать бензопилами. Стар и млад из числа аборигенов, в свою очередь, вставали живым щитом и в буквальном смысле заслоняли зеленые насаждения грудью. Несмотря на ожесточенное сопротивление, сторона застройщика кое в чем преуспела. «Один куст жасмина, уже в цвету, полностью уничтожен; каштаны, клены, ясень, вяз — десятка полтора взрослых деревьев — надпилены и серьезно повреждены», — перечисляет потери местный резистанс. Разъезжая, как по асфальту, по газонам и клумбам, по молодой поросли, машины строителей сломали клены и рябинки, которые сажал в прошлом году музыкант, лидер «Зеленой волны» Михаил Новицкий...
В рекреационной зоне, о которой речь, можно увидеть липовую рощу, дубы, сосны, яблони, березы, вишни, сирень, акации, боярышник — всего, по данным инициативной группы, около 1000 взрослых деревьев и около 5000 тысяч кустов. Большая часть здешней флоры насчитывает 30–50 лет от роду, но есть и несколько раритетов конца XIX века — по крайней мере, так утверждают старожилы. Плюс более пятисот молодых кустов и деревьев, которые появились за последние несколько лет.
Что было на самом деле первично — сохранить память воинов-подводников или спасти любимый сквер от застройки, сейчас уже никто толком не скажет, да и важно ли это? Главное, что мемориальная аллея, именные деревья (в том числе и от экипажей действующих кораблей, и от семей погибших моряков); закладной камень будущего монумента — это реальность.
Реальность, которая вот-вот может стать безвозвратно ушедшим прошлым.
Как та подлодка, что утонула?

Чистыми руками с пилой и топорами
Даже в беглом изложении эта история выглядит больно уж нелицеприятной — неэтичной какой-то и бессмысленной, а если вдаваться в детали...
Неужели нельзя было иначе, кроме как стенка на стенку? С холодной головой, чистыми руками — и топорами?.. Опять же: против кого или во имя чего? Против ретивых обитателей квартала; зеленых друзей, не желающих в весенний день становиться пнями; памяти погибших товарищей?..
Обязательно было доводить до такой крайности?
Дело в том, что сквера или сада Подводников на карте Калининского района нет. Есть внутриквартальная парковая зона, которая, согласно закону о ЗНОП, занимает более двух гектаров. Из них под застройку предполагается пустить полтора.
— Для застройщиков и чиновников наш сквер — просто «земельный участок» или «пятно», — говорит Елена Малышева. — Вице-губернатор Александр Вахмистров, летом прошлого года, когда я хотела показать ему клумбы с розами, объяснил мне, что это вообще пустырь!
По весне 2008-го жители Полюстрова обратились к Дмитрию Медведеву с просьбой взять питерский сквер, посвященный памяти подводников — единственный во всей России, — под его личный патронаж.
— А вскоре в наш адрес, — продолжает Елена Малышева, — пришло письмо от того же вице-губернатора — в таком духе, что закон о ЗНОП будет пересмотрен и сквер оттуда следует исключить...

Сумеречный дозор
Ради чего следует исключить и уничтожить, и что в итоге вырастет вместо цветов и деревьев — до сих пор непонятно: проект менялся, сроки переносились. Известно только, что это будет нечто внушительное, из нескольких секций, с большим количеством этажей.
Наверняка проект — выраженной социальной направленности (с другими целями разве стоит губить знаковый сквер?).
По иронии судьбы именно в пятницу, в день великих сражений, в Калининском районном суде состоялось финальное заседание судебного процесса, где граждане оспаривали распоряжение КГА от 24.05.06 об утверждении ВРЗ участка квартала 43 района Полюстрово.
— У нас не было слушаний по ВРЗ — также как и по проектам межевания и планировки квартала, хотя по закону они обязательны. Нас уверяют, что все это было. Но это не так! Были слушания по инвестиционным предложениям, но это совершенно разные вещи, — объясняют свою позицию заявители.
Заинтересованными лицами выступали КГА и УФСБ по ЛенВО (существует и такое ответвление Конторы). Процесс длился больше года, и наконец, 23 мая, гражданам в их требованиях было отказано.
Однако тяжба отнюдь не закончилась, предстоит кассация. Заметим, что до этого защитники сквера проиграли во всех отечественных инстанциях еще один судебный процесс, в котором они оспаривали смольнинское постановление о строительстве. Сейчас дело находится на рассмотрении в Страсбургском суде.
Тем временем на импровизированном сходе активистов квартала было решено нести круглосуточную вахту, составлен график дежурств. Благодаря ли этому — новых атак пока не предпринималось.
«Расслабляться нельзя», — уверены жители. И, словно подтверждая их тезис, охранники нет-нет да и появляются на горизонте — со своим ночным дозором...

Валерия СТРЕЛЬНИКОВА
Фото Михаила МАСЛЕННИКОВА