Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Витязь в медвежьей шкуре

24 мая 2007 10:00

«Ну председателем-то вы его изберете – а как вы его по телевизору показывать будете?» – в сердцах бросил в январе 2003 года Сергей Тарасов, поняв, что не он, а его недавний заместитель Вадим Тюльпанов возглавит Законодательное собрание третьего созыва. С тех пор минуло четыре с половиной года, за которые питерские телезрители постепенно свыклись с Вадимом Альбертовичем, понимая: каков парламент – такой у него и спикер.

Творчество петербургского спикера оценили в Кремле





Первые шаги
Во вторник президент Владимир Путин вручил Вадиму Тюльпанову орден Почета – за «активное участие в законотворческой деятельности». Что же, активности спикеру действительно не занимать – мало кто в такой степени, как Вадим Альбертович, способствовал слиянию двух ветвей городской власти в единый ствол. А точнее – превращению законодательной власти в придаток исполнительной. Недаром фраза спикера «Мы здесь не для того, чтобы возражать администрации, а для того, чтобы выполнять ее указания» когда-то облетела все городские СМИ. И хотя его пресс-служба сбилась с ног, уверяя, что он просто оговорился, оговорка была уж очень «по Фрейду». И уж очень отражала суть многолетней деятельности Тюльпанова…
В декабре 1998 года он пришел в Собрание как депутат от блока Юрия Болдырева. Клятву верности Ю. Ю. он принес непосредственно перед вторым туром, где его соперником был кандидат от «Яблока» Анатолий Биниенко, опережавший Тюльпанова и имевший куда больше шансов победить. Но Вадим Альбертович заручился не только поддержкой Болдырева – его поддержали и губернатор Владимир Яковлев, и коммунисты, и даже кандидат от блока «Согласие» Виталий Милонов, помощник убитой за две недели до выборов Галины Старовойтовой.
Во всех своих материалах г-н Милонов объяснял гражданам, каким близким соратником Галины Васильевны он был, набрал немало голосов (притом что его в округе никто не знал) – а затем поддержал Тюльпанова, по сути передав ему голоса, полученные на эксплуатации памяти Старовойтовой. Конечно, это было сделано абсолютно бескорыстно, а то, что после выборов Милонов стал помощником Тюльпанова, – случайное совпадение. Впоследствии он оказал начальнику еще немало услуг – в частности, летом 2005-го подтвердил в суде, что ему предлагали деньги за участие в митингах протеста, которые Тюльпанов публично назвал «проплаченными». Такая преданность не осталась без награды: в марте 2007 года «Единая Россия» провела Милонова в депутаты ЗакСа…
Попав в Собрание, Вадим Альбертович сразу показал, что союз с Болдыревым был для него чистой воды недоразумением: он даже не стал вступать в соответствующую фракцию. Первым, но не последним местом прописки стали прогубернаторские «Петербургские районы». Из них г-н Тюльпанов плавно перетек во фракцию «разумного компромисса», а оттуда в «Единство» – прообраз «Единой России». При этом он быстро зарекомендовал себя как человек, умеющий добиваться своей цели и не склонный придавать чрезмерно большое значение тем средствам, к которым приходится прибегать.
Об этом, в частности, свидетельствует та роль, которую играл Тюльпанов в истории с попыткой переноса выборов губернатора на декабрь 1999-го. Этот перенос был очень нужен Владимиру Яковлеву – и тогда, чтобы его обеспечить, в ход были пущены ключи депутатов, объявивших о своем нежелании участвовать в заседании и заведомо не присутствующих в зале. Один из таких ключей, принадлежащий Александру Щелканову, был изъят у Вадима Альбертовича. Он, правда, утверждал, что чужой ключ оказался у него в руках по чистой случайности, и он вовсе и не думал им голосовать, но присутствовавшие на заседании журналисты решительно опровергали эту версию. Скандал подмочил репутацию Тюльпанова, и ему потребовалось немало времени, чтобы ее высушить. И это было тем более необходимо, что цели своей – войти в руководство Собрания – он никогда не скрывал.

На медвежьей тропе
Летом 2001 года, после избрания Сергея Миронова представителем Собрания в Совете Федерации, Тюльпанов осуществил свою мечту – занял освободившееся место вице-спикера. По мнению наблюдателей, в этом важную роль сыграло твердое обещание Тюльпанова: проголосовавшие за него депутаты на следующих выборах могут не опасаться конкуренции со стороны «Единой России». И мало кто вспомнил, что Юрию Юрьевичу г-н Тюльпанов тоже много чего обещал. В том числе сложить с себя депутатские полномочия в случае выхода из блока…
Вплоть до лета 2002 года Вадим Альбертович, несмотря на периодически демонстрируемую на словах оппозиционность, как и все настоящие «медведи», всегда был готов поддержать губернатора Владимира Яковлева в трудную минуту – об этом весьма красноречиво говорили результаты голосования. Но затем он, как и вся «Единая Россия» (к тому времени Тюльпанов был уже лидером фракции), твердо занял сторону полпредства президента, которое на выборах 2002 года конфликтовало с губернатором. После выборов награда нашла своего героя: Тюльпанов стал спикером. Летом 2003 года Яковлева ушли в Москву – и все встало на свои места: губернаторский пост заняла Валентина Матвиенко, и непривычное для Вадима Альбертовича разделение властей на этом завершилось. С тех пор он мужественно боролся за то, чтобы все пожелания администрации обретали силу закона, а все то, против чего выступает губернатор, ни в коем случае законом бы не становилось.
На этом поприще Вадим Тюльпанов немало преуспел – тем более что «Единая Россия» постепенно разрослась до парламентского большинства: многие депутаты почуяли, куда дует политический ветер, и поспешили поймать его в паруса. В этих условиях обеспечить лояльность Собрания губернатору было, в общем, не слишком трудной задачей.
Правда, иногда встречались и сложные ситуации. Например, когда приходилось по требованию Валентины Матвиенко отменять только что принятый закон, по которому доплату к пенсиям получали все пенсионеры, независимо от возраста. Или – когда приходилось повышать квартплату без экономических обоснований. Или – когда, приняв под давлением возмущенных граждан обращение в Конституционный суд против закона о монетизации, приходилось через неделю от него отказываться. Или – когда Собрание дарило Газпрому два миллиарда долларов на строительство небоскреба. Но во всех этих ситуациях Вадим Альбертович мужественно вставал на сторону администрации, не давая естественному чувству жалости к гражданам сбить его с правильного политического курса.
Весной 2007-го перед выборами весь город украсился его портретами вместе с Валентиной Матвиенко. Правда, статный красавец на гигантских плакатах очень мало напоминал подлинного спикера, но ведь и молодая и стройная женщина рядом с ним была столь же далека от подлинного губернатора. «Вместе сможем все!» – уверяли они. Что называется – кто бы сомневался: выделить очередные миллиарды на очередной «проект века», повысить тарифы, застроить оставшиеся зеленые зоны, разрешить воздвигать небоскребы вблизи от исторического центра – все это будет при необходимости объявлено законным…
Впрочем, чему удивляться? Вадим Тюльпанов всегда хотел быть вместе с исполнительной властью, кто бы ею ни руководил. И если президентом вдруг станет Эдуард Лимонов, а питерским губернатором он предложит назначить Сергея Гуляева – нет сомнений, что Вадим Альбертович совершит еще один мужественный поступок: признается, что все эти годы в глубине души был лимоновцем, но в силу непреодолимых обстоятельств не мог этого показывать. Но теперь он наконец-то станет самим собой.

Борис ВИШНЕВСКИЙ
Карикатура Виктора БОГОРАДА