Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Газпром разбудил общественность

23 ноября 2006 10:00

Глава Газпрома Алексей Миллер сумел сделать то, чего уже давно не могли добиться от петербургской общественности: он ее разбудил, подвигнув на публичное выражение гражданской позиции. Амбиции главы Газпрома, намеренного поставить 300-метровый небоскреб на берегу Невы, вызвали давно не виданную в городе трех революций бурю протеста.

В борьбе против строительства «Газпром-Сити» в центре Петербурга по одну сторону баррикад оказались пенсионеры и студенты, мэтры культуры и рок-музыканты





Сегодня, 20 лет спустя после митингов группы спасения у гостиницы «Англетер», в северной столице появились новые «спасенцы» – общественное движение в защиту исторического Петербурга «Живой город».
Первая публичная акция «Живого города» вызвала большой резонанс: студенты привели в Академию художеств (где экспонируются проекты «Газпром-Сити»)… прославленные архитектурные памятники. Костюмы петербургских достопримечательностей были созданы Интерьерным театром еще во времена Анатолия Собчака. В те времена руководство города не ставило под сомнение, что именно наши памятники составляют уникальность северной столицы и главную его ценность. В те годы торжественное шествие костюмов-памятников – Петропавловки и Адмиралтейства, Казанского и Смольного соборов, Медного всадника и грифонов, – стало гвоздем грандиозного шоу закрытия Игр доброй воли. Сегодня запылившиеся костюмы из коллекции Интерьерного театра снова оказались востребованны. Правда, никакого почета ожившим памятникам уже не оказывают. Времена не те.
Когда в вестибюле академии появилась императрица (памятник Екатерине II) в сопровождении светлейшего князя Потемкина, охрана преградила государыне путь к выставочному залу. От императрицы потребовали – стыдно даже сказать – раздеться.
Мол, в таком платье не положено. И вообще, тут вам не маскарад. Однако под широким кринолином у императрицы было лишь исподнее, и предложение выступить в качестве стриптизерши Екатерина с гневом отвергла. Бывший начальник смольнинского управления государственного протокола Иван Арцишевский (ныне, очевидно, ангажированный Газпромнефтью в качестве распорядителя выставки) всеми силами пытался склонить сырьевых боссов к включению в предложенную игру. На подмогу была выслана девушка-бутерброд, рекламирующая небоскреб в миниатюре. Она выступила было с импровизацией: «Ваше Величество! Мы счастливы, что Вы пришли на нашу выставку! Я – маленький небоскреб, но надеюсь, что скоро вырасту и стану большим-большим! Вам у нас понравится, и хочется верить, мы получим ваше благословение, проходите, пожалуйста!» Однако охрана вновь преградила путь Екатерине Великой. Проректор академии по внешним связям Семен Михайловский сбивчиво лепетал что-то про технику безопасности: мол, гостья на слишком высоких каблуках (то были котурны), не ровен час сверзится на дорогие макеты. В общем, до экспозиции государыню так и не допустили, пришлось ей обойтись обзором вывешенных при входе эскизных проектов. Потемкин, удовлетворяя любопытство Екатерины, пояснил, что сие – прожекты башни, которую хотят поставить напротив Смольного собора, и что она превысит оный почти в шесть раз.



– В честь чего сей храм воздвигнуть предполагается? – поинтересовалась государыня.
– То не храм, матушка, а хрен. Знай, мол, наших! – ответствовал Потемкин.
– Кто дерзнул?
– Газпром.
– Кто таков, чей сын будет?
– Сукин сын, матушка. 60 миллиардов рублей из казны на эту затею просит.
– Вот ему! – вспылила государыня, сложив персты в неполиткорректный кукиш. И огласила высочайшую волю: – Бить батогами и – в Сибирь!
Собственно, там Газпромнефти и место – если по справедливости, то регистрироваться (и платить налоги) в самом деле следует в том регионе, откуда нефть и газ качают. Петербург же от появления газпромовской дочки пока ничего не приобрел, все только теряет: снесен памятник советской эпохи стадион имени Кирова, обезображен новой постройкой Таврический сад, а если встанет на берегу Невы 300-метровый небоскреб, будет разрушена уникальная петербургская панорама (составляющая, между прочим, отдельный объект охраны культурного наследия).
Александр Рязанов (до прошлой недели – президент Газпромнефти) на открытии выставки проектов «Газпром-Сити» пообещал: мнение общественности непременно будет учтено. Рязанова с должности сняли – по одной из версий, «за неправильное позиционирование компании и проекта «Газпром-Сити» в Петербурге». Однако позиция сырьевого монополиста, похоже, остается неизменной. И мнение петербуржцев по-прежнему игнорируется.
Голос живого Петербурга слышать не хотят. Движение «Живой город» прибегло к объяснениям посредством визуального ряда – так не умеющему читать предлагают постигать грамоту при помощи букваря с яркими картинками. Одну из них и развернули перед устроителями выставки проектов миллеровской башни: Смольный собор в противогазе. С табличкой, оповещающей умеющих читать петербуржцев об объявленной тревоге, – «Газовая атака!». Страшноватая получилась картинка. Но убедительная, а главное – мобилизующая.

Татьяна ЛИХАНОВА
Фото Александр БАНЬКОВ


Кстати
Вчера, 22 ноября, на заседании Законодательного собрания Петербурга депутат Михаил Амосов направил губернатору запрос о строительстве «Газпром-Сити».
Согласно принятой программе в 2006–2016 годах из городского бюджета на строительство бизнес-центра будет выделено 60 млрд рублей – за это компания «Газпромнефть» будет платить налоги в городской бюджет. Однако в соответствии с программой исполнителем основных мероприятий является не компания «Газпромнефть», а ООО «Газпром нефть инвест».
В связи с этим Михаил Амосов спрашивает, зарегистрирована ли в Санкт-Петербурге компания «Газпромнефть», какова сумма налоговых платежей, перечисленная компанией в бюджет города в 2006 году, заключено ли соглашение между Комитетом по строительству и ООО «Газпром нефть инвест» о финансировании мероприятий программы, и каким образом жителям города будет предоставляться информация о суммах налоговых платежей, перечисленных в городской бюджет компанией «Газпромнефть» в 2007–2016 годах.