Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Сказки гофмана столкнулись с прозой жизни

23 ноября 2006 10:00

Новый проект представил на днях петербургской публике художник Михаил Шемякин. Проявив себя на балетной сцене, классик современной живописи взялся за мультипликацию. Вместе с мастерами Союзмультфильма Шемякин занялся воссозданием волшебного мира немецкого писателя-романтика Гофмана. Питерской публике мультипликаторы показали 20-минутный фильм, являющийся пилотным проектом полнометражной версии. Для того чтобы снять всю картину, у авторского коллектива пока просто нет денег.

Михаил Шемякин ищет деньги на анимационную гофманиаду





В основе сценария «Гофманиады» лежит сложная драматургия, позволяющая, по мысли авторов, проникнуть в круг идей Гофмана, его творческую лабораторию. По словам авторов необычного проекта, идеи произведений Гофмана весьма созвучны нашему времени нескончаемых перемен. Появление такого фильма может показать молодежи спасительный путь трансформации негативных явлений реальной жизни в светлый мир – исключительно силой созидательного творческого воображения.
– Задача фильма, – рассказывает Михаил Шемякин, – показать наглядно, в образной форме преобразующую силу сознания, пробудить у зрителей творческое воображение. Это наглядное пособие, демонстрирующее возможности творческого воображения и его животворящую силу.
Михаил Шемякин с радостью откликнулся на предложение мастеров Союзмультфильма, задумавших полнометражную картину по произведениям Гофмана. Мультипликаторы работали с невероятным творческим подъемом. Но претворению замысла в жизнь помешала хорошо знакомая в России проблема – деньги. Их хватило пока лишь на 20 минут картины, но не на «полный метр».
– У нас возникли вполне традиционные проблемы – отсутствие денег, – рассказывает Михаил Шемякин. – Дело это достаточно дорогостоящее. Ведь на Западе, в отличие от нас, мультфильмы давно не рисуют, а создают за компьютером. В этом отношении наше анимационное искусство уникально.
Шемякин пытался найти средства для реализации оригинального проекта, но сделать этого, увы, так и не смог.
– За помощью я обращался к олигарху Вексельбергу, известному покупкой яиц Фаберже, – рассказывает мастер, – но безрезультатно. Вексельберг охотно принял меня, поил чаем, показывая собственным подчиненным. Сказал, что такая сумма для него не проблема, и просил обсудить детали со своими сотрудниками. Достаточно долго мне приходилось объяснять им, что мы, собственно, делаем, пока через несколько месяцев я не получил отрицательного ответа: «Этот проект ничего не дает имиджу их компании».
И все же авторы «Гофманиады» не отчаиваются найти спонсоров и выпустить на экраны полную версию фильма.
Тема Гофмана вкупе с безденежьем оказалась для Михаила Шемякина больной. Еще несколько лет назад он взялся за создание памятника великому писателю, который предполагается установить в Калининграде взамен того, что был разрушен во время Второй мировой войны. (Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776–1822), как известно, родом из Кенигсберга. В столице Восточной Пруссии также жили и работали такие всемирно известные деятели культуры, как философ Иммануил Кант, композитор Рихард Вагнер, очень любил эти места писатель Томас Манн.)
Проект памятника Гофману Шемякин представлял президенту Владимиру Путину, встречавшемуся в Калининграде с немецкими лидерами. Несмотря на то что вопрос об установке монумента, кажется, уже окончательно решен, денег за работу Шемякину пока так и не заплатили.
– Двухметрового Гофмана будут окружать 48 персонажей его сказок размером от полутора метров до 15 сантиметров, – рассказывает Михаил Шемякин. – Сейчас работа над скульптурами в гипсе практически завершена. Однако до сих пор я не получил за свою работу ни копейки. А ведь открывать памятник планировалось еще к 750-летию его родного города!

Андрей ИВАНОВ
Фото ИНТЕРПРЕСС