Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Верните наш поезд

26 октября 2015 14:12 / Общество

Отмена поездов в Карелии – один из этапов ликвидации пригородного пассажирского сообщения по всей стране.

Житель Карелии попытался через суд вернуть отмененный пригородный поезд между своим регионом и Ленинградской областью. Суд поезд не вернул, но распорядился компенсировать гражданину моральный вред в размере 1500 рублей. Правда, не за саму отмену, а за несвоевременное уведомление о ней.

Многим памятны достучавшиеся до прямой линии с президентом жители Вологодской области, которых собирались в 2015 году полностью лишить электричек. Путин тогда возмутился, и в регионах отмену электричек приостановили. Однако спустя некоторое время то ли Путин забыл об электричках, то ли ему популярно объяснили, что подобный способ поддержания рейтинга слишком дорог. Во всяком случае, парад отмен электричек в регионах продолжился. А на прошлой неделе и вообще отменили последний поезд Петербург – Псков, уже даже не пригородный, а межрегиональный.

Когда летом 2014 года было вчетверо сокращено число рейсов дизеля № 6452 Сортавала – Кузнечное (единственного пригородного поезда между Сортавальским и Лахденпохским районами Карелии и Приозерским районом Ленобласти) и появилась информация о его полной отмене через полтора месяца, житель Сортавалы Александр Талья обратился в суд с иском о нарушении своих прав.

Увели по-английски

В 5 часов утра 24 августа 2014 года на перроне Сортавальского вокзала собрались пассажиры воскресного дизеля Сортавала – Кузнечное. Но напрасно они ждали – поезд не пришел, да и не собирался. ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" (СЗППК, "дочка" РЖД) отменило поезд практически без предупреждения. В колл-центре ОАО "РЖД" Александру Талье объяснили, что изменения расписания носят плановый характер с обязательным уведомлением пассажиров за десять суток. По мнению девушки-оператора, указанный срок был в точности соблюден, поэтому жалобу она принять отказалась. Впоследствии Карельская транспортная прокуратура установила, что объявление об отмене поезда появилось за сутки, а на сайте пассажирской компании измененное расписание опубликовали – тоже с нарушением закона – за двое суток до отмены. Правда, сам факт отмены поезда прокуратура нарушением не сочла.

Согласно обновленному расписанию, вместо четырех дней в неделю с четырьмя рейсами в день людям оставили только четверг и субботу с двумя рейсами в день (утром поезд идет из Сортавалы в Кузнечное, стоит там целый день и вечером отправляется обратно).

Как логично рассудил Александр, сохранить дизель только на два дня, да и то с таким нелепым расписанием, означает подготовку к полной его ликвидации. Когда люди вынуждены будут пересесть на маршрутки, а вагоны совсем опустеют, СЗППК сможет удовлетворенно сказать, что поезд спросом не пользуется. В ходе суда эта информация подтвердилась: оказывается, с 1 октября 2014 года приказом ОАО "СЗППК" должны были исчезнуть не только все рейсы поезда Сортавала – Кузнечное, но и электрички в Карелии, Псковской и Ленинградской областях. Похоже, заведомо безнадежный судебный процесс Саши Тальи помог спасти часть этих поездов".

Еще в 2000-х годах дизель был ежедневным. Потом стал четырехдневным. С 2013 года неоднократно предпринимались попытки ликвидировать его полностью, но активисты всякий раз писали в прокуратуру и продлевали агонию на полгода-год. Официальная причина отмены рейсов – нехватка в региональном бюджете средств на компенсацию убытков перевозчика, "дочки" РЖД. Пригородные пассажирские перевозки в условиях "социального регулирования тарифов" по определению убыточны, и компенсировать перевозчику так называемые выпавшие доходы в данном случае должно правительство Карелии.

Прощай, любимый дизель

Между Сортавальским и Лахденпохским районом Карелии существует хотя и небольшой (по меркам крупных городов), но постоянный пассажирский трафик. В городах и поселках Карелии безработица. Поэтому люди ездят на работу на удаленные карьеры, стройки и лесоразработки. Многие сельские жители работают в Сортавале или в ленинградском поселке Кузнечное. В свою очередь, сортавальцы ездят в маленькие поселки на дачи (как сам Александр Талья, дача которого находится в поселке Тиурула Лахденпохского района Карелии) или просто за грибами и на рыбалку. Большая часть здешних студентов учится не в столице своей республики, а в Петербурге (многие с прицелом осесть там навсегда). В субботу они заполняли дизель в Карелию, в воскресенье – обратно. Многие по будням работали в Питере и на выходные приезжали домой на побывку.

Наконец, дизель был самым дешевым способом попасть в Южную Карелию для туристов из Петербурга и области. Связка электричка до Кузнечного плюс дизель до Куликово (первая карельская станция) была классическим способом добраться до знаменитых скал озера Ястребиное. Конечно, удобство туристов из другого региона карельское руководство и РЖД имели право в расчет не принимать. Но пострадали ведь главным образом местные, карельские жители.

Без альтернативы

По мнению чиновников, ликвидацию поездов должны были компенсировать автобусы и маршрутки. Автобусы Петербург – Сортавала действительно ходят, но, понятно, никаких льгот и компенсаций там нет. Для пенсионера Тальи и его жены, инвалида первой группы, эта разница весьма ощутимая. Но главная проблема в другом. Если поезд по объему почти безразмерный, то количество мест в автобусах и маршрутках ограниченно. Перед выходными билеты в автобус рекомендуют выкупать заранее даже тем, кто садится на конечных остановках. Места в маршрутки заказывают по телефону.

В Питере на отправной пункт около метро "Озерки" с надеждой приходят те, кто не успел заказать место: а вдруг кто-то из забронировавших не придет? Но и наличие брони не всегда гарантирует место. Особенно болезненно это ощущается где-нибудь в глухой части трассы. Один раз Саша Талья в 25-градусный мороз прошел 12 километров до дороги, чтобы сесть на забронированное место в проходящей маршрутке. Микроавтобус в назначенное время лихо пролетел мимо него. Когда Саше удалось дозвониться до водителя, тот ответил, что якобы не заметил стоявшего на дороге пассажира.

Как отсудить денег у РЖД

Суд принял во внимание только нарушения, связанные с уведомлением граждан об отмене дизеля. И только благодаря формальному косяку пассажирской компании Талья не выглядел на суде городским сумасшедшим: все-таки суд частично удовлетворил его иск. Частично – это значит вместо возвращения отмененных рейсов и компенсации по 5 тысяч от СЗППК и правительства Карелии ему присудили только 1,5 тысячи от СЗППК. "Зато я окупил затраты на ксерокопирование документов", – улыбается Саша.

Из переписки с чиновниками он выяснил, что карельские власти регулярно компенсировали железнодорожникам убытки от нерентабельного дизеля. По действовавшему соглашению, в 2014 году полагалось заплатить СЗППК 51 млн рублей. За первые полгода 2014-го компания получила 22 млн, и еще 28 млн регион обещал уплатить в конце года.

Получалось, что на момент отмены рейсов регион обязательства выполнял и у железнодорожников не было оснований нарушать соглашение со своей стороны. Но затем СЗППК подняла расценки (точнее, "уточнила сумму убытков") до 76 миллионов рублей в год. Правительство Карелии отказалось их компенсировать, возникла задолженность, и в итоге в конце сентября 2014-го (ровно через месяц после отмены) заключило "допсоглашение" с перевозчиком о сокращении числа рейсов… с 1 мая 2014 г., то есть задним числом!

Как заявили на суде представители правительства Карелии, власти заключили указанное допсоглашение, так как СЗППК своим письмом грозил им полной отменой поездов по ряду направлений с 1 октября, если "выпадающие доходы" не будут полностью компенсированы.

В итоге суд счел, что ни правительство, ни перевозчик закон не нарушали. Единственным нарушенным правом Саши Тальи было право на получение достоверной информации. Северо-Западная пригородная пассажирская компания представила в суд объяснение кассирши, которая отвечала за размещение информации об изменениях в расписании по станциям. Она заявила, что информация о сокращении рейсов появилась за десять дней. Однако суд счел ее заинтересованным лицом и не поверил. Поэтому истцу присудили возмещение морального вреда в размере 1000 рублей плюс 500 рублей в качестве штрафа от СЗППК.

В 2015 году расписание в очередной раз изменили. Теперь дизель ходит только по вторникам и четвергам. Правда, рейсов стало вдвое больше: теперь и утром, и вечером поезд идет в обоих направлениях. И все бы хорошо, кроме одного: как местному населению добраться до работы в понедельник, среду и пятницу?