Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Поклонногорский тупик

18 мая 2015 17:21 / Общество

Один из самых обсуждаемых в СМИ транспортных проектов – Поклонногорский путепровод. Ради строительства виадука над железнодорожными путями Выборгского направления в ноябре было закрыто движение по Поклонногорской улице.

В результате проспект Энгельса и прилегающие к нему улицы, которые и в лучшие времена славились бесконечными пробками, встали окончательно. И конца этому не видно. Улицу обещали открыть в начале марта, а сам виадук завершить в 2015 году. Но строительство застопорилось на этапе возведения бетонных опор. По официальной версии, стройку тормозит решение вопроса с выкупом частных земельных участков, попавших в зону виадука.

Будущему виадуку (в идеале он станет первым этапом в создании развязки на пересечении Северного проспекта и проспекта Энгельса, которая соединит Выборгский и Приморские районы) мешают несколько десятков деревянных домов, в основном старых дач, исчезающей достопримечательности бывших городских окраин. Их владельцы не хотят добровольно расставаться со своим имуществом: по крайней мере девять из девятнадцати домов будут выкупаться для госнужд принудительно.

Два года назад губернатор Григорий Полтавченко предлагал рассмотреть альтернативный вариант транспортной развязки – не мост, а тоннель. Это позволило бы и спасти от сноса старые дачи, и сберечь бюджетные деньги на их выкуп, а главное – сэкономить время, которое уходит на борьбу с собственниками. Однако вскоре город вернулся к проекту моста. Формально потому, что проект уже был профинансирован и выполнен (автор – ЗАО «Петербург-Дорсервис»).

Был определен и подрядчик, причем дважды. Когда (как и многие другие выгодные конкурсы по дорожной инфраструктуре) выиграл ОАО «Мостоотряд № 19», его конкуренты обратились в Федеральную антимонопольную службу. Ведомство провело проверку и потребовало провести тендер заново. Однако «Мостоотряд-19» снова оказался победителем. С ним в октябре 2012 г. и был заключен госконтракт на 1,9 млрд рублей.

Из-за нерешенных вопросов с земельными участками стройка была заморожена. И тут начинается самое интересное: даже во время официальной приостановки работ Мостостроительный отряд № 19 продолжал получать крупные транши «в связи с производственной необходимостью». Депутат ЗакСа Марина Шишкина попыталась узнать, на что расходуются деньги, и с этой целью направила запросы вице-губернатору Марату Оганесяну (теперь уже бывшему) и в Контрольно-счетную палату.

Глава КСП Вадим Лопатников подтвердил, что генподрядчик действительно по крайней мере дважды получал крупные авансы из бюджета «в связи с производной необходимостью». Причем последний аванс в размере 570 млн руб. получен уже во время официального простоя работ. Эти «авансы», судя по письму, «Мостоотряд» аккуратно возвращает в срок. Однако как он ими распоряжается, глава КСП разъяснить не смог. Более того, сославшись на условия госконтракта и решение правительства об авансировании стройки, заявил, что подрядчик имеет право тратить деньги так, как сочтет нужным. «Расходование средств аванса на иные цели (помимо строительно-монтажных работ, закупки оборудования и материалов и т. д. – Прим. ред.) до 1.07.2015 (срок возврата денег) не запрещено, – считает В. Лопатников. – Таким образом, до срока погашения аванса указанные средства могут быть использованы подрядной организацией по своему усмотрению».

При этом аванс в 570 млн руб. подрядчик запросил, еще не погасив предыдущий (от того оставалось вернуть около 12 миллионов). Дождавшись положительного решения правительства (26 ноября), спустя несколько дней (3 декабря) он их возвращает. А 12 декабря вместе с Дирекцией транспортного строительства подписывает акт технического простоя. Напрашивается мысль, что второй аванс был нужен, чтобы в том числе вовремя рассчитаться с предыдущим.

Выделение на замороженную стройку бюджетных средств, которые к тому же можно использовать «по своему усмотрению», в условиях повсеместного секвестра расходов выглядит странно. Со стороны это похоже на бюджетную лавочку по предоставлению дружественной организации огромных беспроцентных кредитов на личные нужды. Причем в этом случае подрядчик заинтересован, чтобы «технический простой» на стройке продолжался как можно дольше.

Кстати, о сроках. По этому пункту КСП высказывается крайне противоречиво. С одной стороны, ведомство подтверждает, что простой «обусловлен решением имущественно-правовых вопросов с собственниками земельных участков и недвижимого имущества на территории строительства Объекта». То есть выкупаем участки – возобновляем стройку. Но далее глава КСП пишет: «До начала проведения строительных работ выкуп земельных участков для государственных нужд Санкт-Петербурга невозможен, поскольку ассигнования на указанные цели предусматриваются только в рамках текущего финансирования Адресной инвестиционной программы».

Получается, стройка стоит, потому что не выкуплены участки. А участки не выкуплены, потому что… стройка стоит. Но ведь это тупик?

«Новая» отправила запрос в Комитет по развитию транспортной инфраструктуры, который является главным распорядителем бюджетных средств по Адресной инвестиционной программе на 2015–2017 гг.

Комитет порадовал новостью, что выкуп участков уже ведется. Почему же в КСП утверждают, что «до начала проведения строительных работ» он невозможен? Более того, «в отношении части собственников заключены соглашения о выкупе земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости и перечислены денежные средства». Правда, на вопрос, когда же планируется возобновление строительства, комитет не ответил.

Не получили мы внятного ответа и по поводу вольницы с использованием подрядчиком полумиллиардных авансов без всяких ограничений. «По мере проведения строительно-монтажных работ подрядчик предоставляет акты выполненных работ, которые и являются отчетными документами в данном случае», – сообщили нам в КРТИ, так и не объяснив, какие акты предоставляет «Мостоотряд», если строительно-монтажные работы официально не ведутся!

Из полученных ответов неясно, зачем правительство решило столь мощно финансировать приостановленную стройку. Причем предоставляя подрядчику широкие возможности распоряжаться средствами. Неужели в бюджете завелись лишние деньги?

По здравом размышлении город вообще не имел права начинать строительные работы до завершения процедуры выкупа участков. Между тем именно это предоставление дало старт началу работ, а стало быть – и выделению на них денег. Так как было очевидно, что строить на головах у жителей вряд ли получится, вполне возможно предположить, что не стройка, а деньги плюс простой были целью этого мероприятия. А Поклонногорская улица по-прежнему закрыта…