Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Деньги ушли под землю

26 ноября 2014 22:04 / Экономика

Ревизоры потеряли в петербургской подземке свыше 9 млрд руб. Дальше копать будут следователи. В Смольном говорят, что при неблагоприятном исходе руководителю петербургского метрополитена Владимиру Гарюгину огромная недостача может грозить отставкой.

Не менее 9,2 млрд руб. – ущерб, который, по данным Контрольно-счетной палаты Петербурга, причинил городскому бюджету ГУП «Петербургский метрополитен» за три года (с 2011-го по 2013-й).

«Проверка законности, эффективности и целевого использования предприятием бюджетных средств и муниципальной собственности длилась больше полугода, но велась выборочно, – уточнили «Новой» в КСП Петербурга. – В нескольких случаях оценить ущерб, понесенный казной, не удалось из-за отказа метрополитена предоставить все необходимые данные».

Тем не менее даже выявленные аудиторами контрольного органа финансовые нарушения масштабны.

Как следует из отчета КСП, ущерб городу руководство петербургской подземки нанесло в ходе осуществления инвестиционных проектов по строительству наземных вестибюлей пяти станций: «Адмиралтейская», «Бухарестская», «Звенигородская», «Международная», «Обводный канал».

Инвестиционные договора заключались со структурами холдингов «Адамант» и «Петромир». На арендуемых метрополитеном земельных участках общей площадью 32 035 кв. м у предпринимателей появились в собственности торгово-развлекательные комплексы общей площадью 126 290,5 кв. м, а также возможность в процессе приватизации выкупа этой земли по льготной цене. Между тем в городской бюджет инвесторы заплатили всего лишь 107,2 млн руб. – это, по заключению независимых оценщиков, привлеченных КСП, в 20 раз меньше, чем должны были – 1 397 017 тыс. руб. Так, в частности, плата за земельный участок при строительстве станции «Бухарестская» составила 2600 тыс. руб., при строительстве «Международной» – 7770 тыс., а при строительстве «Звенигородской» – вообще отрицательную величину. Как такое возможно – теперь задача для следствия.

В ряде сделок, по данным ревизоров, не указывались инвестиционные параметры объектов, которые надлежало передать в городскую собственность. Так, в результате незаконной инвестиционной сделки с «Адамантом» на строительство ТРК и вестибюля станции «Волковская», необходимость в которой, по данным КСП, и вовсе отсутствовала, город не получил от коммерсантов права собственности на здание наземного вестибюля, построенного за счет средств петербургской казны.

В общей сложности площадь помещений наземных вестибюлей, переданных инвесторами городу, насчитывает 7396 кв. м – это 5,5% от всех построенных площадей.

Кроме того, согласно информации КСП, начальник ГУП «Петербургский метрополитен» Владимир Гарюгин, не являясь участником бюджетного процесса, незаконно разрешил ЗАО «СоветниК» (входит в холдинг «Петромир») не возвращать в городскую казну 466,5 млн руб., вложенных в строительство фундамента вестибюля «Адмиралтейской».

Всего, по выводам проверяющих из КСП, за семь лет (с 2007 по 2013 г.) ГУП «Петербургский метрополитен» заключило 292 незаконные сделки (на общую сумму свыше 7,3 млрд руб.), в которых усматривается личная заинтересованность Владимира Гарюгина.

Помимо этого, аудиторы отметили, что «Петербургский метрополитен» часто предоставлял в аренду свое имущество либо по заниженной цене, либо и вовсе на безвозмездной основе. На сегодняшний день 33 объекта недвижимости городской подземки до сих пор не зафиксированы в госреестре. Еще 13 объектов, в том числе и новые станции метро, стоимостью 36,7 млрд рублей не имеют разрешения на ввод в эксплуатацию.

Самое удивительное, что именно столь неэффективное использование государственного имущества стало поводом для увеличения субсидий ГУП «Петербургский метрополитен» из бюджета Петербурга: с 348,4 млн руб. в 2007 г. до 8,4 млрд руб. в 2014-м.

В настоящее время материалы проверки КСП затребовали и изучают Следственный комитет РФ и Городская прокуратура. Также о них проинформированы губернатор Петербурга и профильные ведомства.

Прямая речь

Владимир ГАРЮГИН, начальник ГУП «Петербургский метрополитен»:

– Документы были разосланы всем: Следственному комитету, прокуратуре, журналистам. Всем, кроме нас. Поэтому мы до сих пор не в курсе, в чем нас официально обвиняют. Не исключено, что в отчетах КСП есть неточности. Все они будут оспорены.

Юлия ШАВЕЛЬ, пресс-секретарь ГУП «Петербургский метрополитен»:

– Мы до сих пор не получили отчет КСП и знаем только то, что выложено у них на сайте. Позиция метрополитена на сегодняшний день: дождаться официального отчета в наш адрес и подготовить ответ. Скорее всего, это произойдет не раньше начала декабря. Раньше ответа не будет. Нам нужно хорошо подготовиться.

– То есть для Вас это неожиданные результаты проверки?

– Они нас проверяли более полугода и в процессе проверки не отчеты, но определенные срезы нам показывали, в ответ на которые у нас были свои документы, свое мнение, свое видение. Но последних, вот таких цифр мы, конечно, не видели. Нам надо ознакомиться с ними, надо в этой ситуации разобраться. Мы тоже не просто так приводим цифры – у нас есть доказательства.

Борис ВИШНЕВСКИЙ, депутат ЗакСа Петербурга:

– Результаты проверки вполне ожидаемы. Анализ даже самых общих цифр, которые обнародовал ГУП «Петербургский метрополитен», наводит на мысль о значительных расхождениях в отчетности. Метрополитен все меньше зарабатывает сам и все больше просит у города. За последние пять лет субсидии подземке из городского бюджета выросли в 11 раз, доля бюджетных субсидий в смете метро подскочила с 6 до 35%. При этом, как ни странно, доходы метрополитена от рекламы и аренды почти не растут, а вот плата за проезд возросла на 41%. 25 ноября я обратился к губернатору Георгию Полтавченко с просьбой сократить субсидии для городского метро из-за нарушений, которые выявила Контрольно-счетная палата.