Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Рядом с гением. Всегда и сегодня

27 апреля 2014 18:56 / Культура

У талантливого человека, художника, уже 15 лет работающего в "Новой газете", нашего любимого коллеги и доброго друга Петра Саруханова 26 апреля открылась выставка в Петербурге.

Его работы можно увидеть в Фонтанном доме – Музее Анны Ахматовой. Экспозиция живописи, графики и иллюстраций называется "Сегодня и всегда". Но рассказать о ней, не рассказав о Петре Борисовиче, невозможно.

"Современники никогда не отдают себе отчет в том, что рядом с ними живут гении", – очень точно сказал о Петре Саруханове главный редактор "Новой" Дмитрий Муратов.

Мы привыкли в газетных буднях к его незаменимости: "Есть текст. Хороший. Нет фото? К Саруханову!.." "За 15 лет в моей жизни первая суббота, когда я ничего не нарисовал в газету",  – переживал Петр Саруханов в день открытия выставки, который совпал с версткой номера. Мы привыкли к быстроте его мысли и ее воплощения: только Петр Саруханов способен за минуты создать шедевр. Привыкли настолько, что, кажется, нет задач, которых не может решить кисть или карандаш нашего главного художника. И, похоже, нет тем, которые ему не по силам. Это у  пишущих, если один журналист не смог, не успел, не справился, другой  подхватит. А Петр в редакции один – и он всегда справляется. Мы привыкли, как к непозволительной роскоши, к его удивительному редкому таланту, который никогда  ему не изменяет и превосходит наши ожидания. Иллюстрация Петра Саруханова к тексту в "Новой газете" – подарок тексту. Это новые смыслы, которые в слово не вложишь.

– Петр Саруханов не думает, что газетная работа – это поденщина, – отмечает Дмитрий Муратов. – И в то же время он понимает, что газетная работа – прекрасна, но есть еще и его личная художническая история.

– Его газетное творчество – это не просто иллюстрации, это собственные самостоятельные самобытные произведения, – считает балетмейстер Владимир Васильев.

– Это не карикатуры, а метафоры, и они не менее содержательны, чем сами тексты, – говорит директор московской школы "Класс-центр" Сергей Казарновский.

Нам повезло. Повезло, приезжая  в московскую редакцию, бывать в его уютном, всегда залитом солнечным – а может быть, и собственным – светом кабинете и видеть его картины, заставая самого мастера в творческом процессе. А теперь повезет и всем остальным.

В марте выставка работ Петра Саруханова прошла в Москве. А в апреле директор Музея Анны Ахматовой Нина Попова пригласила художника в Петербург.

Его картины – живопись и графику, его газетные иллюстрации, выставленные в Фонтанном доме, можно посмотреть  до конца мая.

Юрий РОСТ, обозреватель "Новой газеты", фотограф:

– Петра Саруханова читатель знает как блистательного художника-карикатуриста. Но на самом деле еще в нем живет живописец, очень серьезный, очень самобытный, потрясающий колорист. Он один из немногих людей, которых я знаю сегодня в живописи, который в состоянии создать свой мир. Художник только тогда становится художником, когда он создает свой мир. Сейчас, среди его картин, мы стоим в мире, придуманном Сарухановым. И хочется жить в этих городах, плыть на этих ржавых пароходах, вести разговоры с этими людьми, пить с ними вино... Напряжение внутри его картин не тягостное, не опасное. Оно сулит приключения. Или же это напряжение любви и нежности. Но в любом случае оно окрашено невероятно точными цветами… Петр поздно пришел в живопись, однако сразу очень уверенным мастером. У него уже была не одна выставка в Москве. А сейчас открылась выставка в Петербурге. В очень известном, серьезном и благородном месте – Музее Анны Ахматовой. Саруханов – мерило вкуса музеев. Я уверен: он будет двигаться по выставочным залам. Может быть, их будет не так много, но все они будут с хорошей репутацией.

Дмитрий МУРАТОВ, главный редактор "Новой газеты":

– Я очень люблю его картины. Посмотрите на пароход, который идет как будто в обе стороны. И неизвестно, где у него корма и где у него нос. И видно, что его очень долго строили, строили, строили, как хрущевки, как тифлисские кварталы. И в нем огромное количество людей. Ты понимаешь, как он населен этими людьми. Огромный пароход, раздираемый в разные стороны, и все-таки – целостный. Это удивительная и трагичная черта Петра Борисовича: он и из Советского Союза, и из Армении, и из Грузии, и из России. Он соединяет в себе, в этом огромном таланте художника, фантастический разлом, который выпал на его время… Счастье работать в газете, где творит Петр Саруханов. Как приходят в его голову идеи – этого никто не знает. Его мозг надо изучать, и лучше, чтобы это делали современники, а не патологоанатомы. Как, что придумывает Петя – я не понимаю, но это чудо. И хорошо, что эта выставка открылась на пасхальной неделе. Бог дал Петру это чудо, и слава Богу, что он его от нас не таит.

Владимир ВАСИЛЬЕВ, танцовщик, народный артист СССР:

– Это ярко. Это талантливо. Это чувствуется сразу. Я ведь сам тоже пописываю. Но акрил – это не мой материал. В нем нет полутонов, я в нем работать не могу и не умею, это трудно. Поэтому я просто восхищаюсь тем, что удается делать Петру Саруханову.

Василий ПОПОВ, искусствовед:

– Армянин по крови, тбилисец по рождению, москвич по среде обитания Петр Саруханов – поликультурный человек. Проницательный романтик Саруханов театрализует своих героев, превращает их в персонажей собственного таинственного спектакля. Они втягивают в сговор, ищут сотоварища: умного и понимающего, готового к радости и сохранившего в себе что-то детское. Автор предоставляет зрителю свободу собственного прочтения и интерпретации загадочных сцен – то ли мистических представлений, то ли событий истории человечества.

Сергей КАЗАРНОВСКИЙ, директор московской школы "Класс-центр":

– Потрясающая работа мастера. У меня возникло много аллюзий. Но еще меня поразила удивительная трогательность, деликатность, интеллигентность его работ. Если можно представить себе идеал интеллигентного человека – это Саруханов. Ведь интеллигентность – это не происхождение, не образование, это способ отношений. В этом смысле Петр – абсолютно интеллигентный человек.

Наталья ЧИГИРЕВА, дизайнер, преподаватель дизайна и компьютерной графики:

– Мне кажется, все картины Петра Саруханова – это его автопортреты. Один из самых ярких и наполненных смыслами – одинокий дом. Видно: внутри него – буря, но дверь открыта – приглашение есть. Или бывает иногда рядом с большим домом вдруг появляется маленький домик… Самая любимая моя работа – корабль. В море – шторм, волны, волны. Но он идет уверенно. Все картины – это разные состояния человека. Но везде есть спокойствие и внутренняя радость.