Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Чего хочет интеллигенция, того хочет бог

25 августа 2008 10:00

На днях, поднимаясь от Кремля по Тверской, заглянул в храм, где служит настоятелем один очень известный столичный священник. Утренняя служба уже перевалила на вторую половину, уже пропели «вечную память» погибшим в Южной Осетии и кто-то из местного клира, высокий и сосредоточенный, прошел по церкви с кадилом, кланяясь иконам и распространяя остро-сладкий запах благовоний. Прихожане, собравшиеся у алтаря, выглядели очень обычными — никаких намеков на принадлежность к московской интеллектуальной элите, которая одна якобы и ходит слушать настоятеля, я в них не заметил. Все как всегда, как сто и двести лет назад: маленькая крипта, окруженная равнодушным и даже враждебным имперским городом, все те же «лбы молящихся, ризы и старух шушуны свечек пламенем снизу слабо озарены…»
Я подоспел вовремя: настоятель как раз вышел к алтарю, чтобы читать проповедь. Он был худеньким, седеньким и при этом весь светился, как светятся иногда старые церковные батюшки, отслужившие при своих приходах десятки лет и впитавшие то мягкое золотистое свечение, которое, как виноградное вино, стоит не шелохнувшись в каждом православном храме.
— Время империй прошло, — сказал священник ясным молодым голосом. — Те, кто думают иначе, ввергают мир в огромную опасность. Распад Советского Союза не был трагедией. Наоборот, он был огромным благом — потому что бескровно перестало существовать мощнейшее атеистическое государство, которое отреклось от Бога и собственного предначертания.
Я взглянул на прихожан, которые все так же тихо продолжали стоять у алтаря (лишь придвинулись поближе), и поймал себя на мысли, что речи здешнего настоятеля звучат слишком смело, если не дерзко для сегодняшнего времени. Как-то незаметно мы дожили до той поры в становлении нашей «молодой демократии», когда священник, осуждающий мертвую атеистическую империю, выглядит чуть ли не крамольником и диссидентом, и наоборот: человек в рясе, поющий дифирамбы твердой руке и порядку, считается истинно православным.
— Это распространенная ошибка, — продолжал настоятель, — смешивать самодержавие с православием и освящать одно другим. В Библии нет указания на то, что царская власть происходит от Бога. В Книге Царств сказано: возьмет царь ваших юношей, чтобы приставить их к колесницам, возьмет ваши земли, чтобы раздать своим слугам… Бог говорит пророку Самуилу, который передает часть своей власти первому израильскому царю Саулу: «Это не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтобы Я не царствовал над ними».
Прихожане слушали своего настоятеля, как будто он рассказывал что-то давно известное, затверженное еще с ветхозаветных времен, когда людям было очевидно, что государство не может подменять собой Бога, что ему нельзя поклоняться как идолу, а можно принимать лишь как неизбежное зло, которое необходимо, чтобы «сохранить народ, обессиленный раздорами». А можно и не принимать — если государство само становится источником раздоров. Тем более, когда дело доходит до юношей и колесниц.
— Самое счастливое время для русской православной церкви, — говорил проповедник, — выпало на те полгода, которые отделяют февраль 1917 года от октября. Именно тогда, после столетий церковной несвободы, был созван Поместный собор и снова учреждено патриаршество. Но потом к власти пришли большевики, и страна вернулась к тоталитаризму. А в тоталитарном государстве власть либо уничтожает церковь, либо делает ее рупором своей пропаганды.
Было немного странно, что все это говорится в каких-то двух кварталах от Кремля, где думают совсем другую думу и совсем иначе трактуют историю, в том числе церковную. И в то же время это было здорово — слушать такие речи в сердце самодержавно-самодовольной Москвы. Священник тем временем заключал своим отчетливым, хотя и негромким голосом:
— Мы знаем из истории: там, где нет духовной свободы, случаются революции. Вот захотела русская интеллигенция — и не стало крепостного права. Захотела — и не стало самодержавия. Поссорилась с советской властью — и не стало советской власти…
От себя добавлю: захочет русская интеллигенция — и не будет… сами знаете чего. Аминь.

Валерий БЕРЕСНЕВ