Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Церковь в квадрате

4 февраля 2008 10:00

Конфликт вокруг передачи православной церкви здания на Рыбацком проспекте, которое много лет на правах аренды занимала художественная галерея «Квадрат», дошел до степени публичных митингов и акций протеста.

Святые отцы выселяют художников из отремонтированной ими галереи



В субботу к зданию по Рыбацкому проспекту, 12, с разных сторон направились члены прихода церкви Покрова Пресвятой Богородицы и защитники художников.
— Для кого работала эта галерея, мы не знаем, похоже, только для самих художников, — заявила Наталья Геннадьевна, жительница района. — Мы очень удивились, что здесь находится, как пишут в газетах, известная в городе галерея.
— Мой муж — художник, мы живем в Металлострое, — рассказала Ирина Семеренко. — Владимир Игнатьев, директор этой галереи, устроил здесь выставку его работ. Я преподаю в колледже, и все наши ученики и преподаватели приходили сюда на выставки.
Стоявшее на отшибе здание до 1917 года было домом церковного притча (при снесенной позже церкви Покрова Пресвятой Богородицы), а при советской власти — «Учительским домом». Когда в 1988 году Владимир Игнатьев, бывший тогда главным художником Невского района, искал помещение для художественной галереи, ему предложили эти развалины — в буквальном смысле слова: здесь сохранялось печное отопление, не было ни канализации, ни водопровода, на крыше росли деревья, а в самом доме жили — забытые богом и людьми — две старые учительницы. Этот дом не числился в реестре города, потому что в 1986 году был предназначен на слом, но в суете начала перестройки о нем забыли. Художники подтянули коммуникации, затеяли ремонт, заставили администрацию района подыскать учительницам жилье, и 7 марта 1992 года здесь была торжественно открыта галерея. На условиях аренды галерея «Квадрат» просуществовала в этом доме до 2005 года, когда все договоры были признаны недействительными, а в 2006 году Арбитражный суд вынес решение о выселении галереи из здания.
— Мы неоднократно обращались к районным и городским властям с просьбой разрешить ситуацию, — рассказывает Владимир Игнатьев. — Но возник заколдованный круг: КУГИ отказывался переводить это здание из жилого фонда в нежилой, потому что оно не числится в реестре, а районная и городская администрация так и не помогла найти новое помещение.
О том, что церковь претендует на это здание, художники знали давно, но активные действия развернулись неделю назад, когда 24 января в здании появились сотрудники охранного предприятия «Шерхан» и с ними священник. Они показали документ, подписанный 17 января заместителем председателя КУГИ Яковлевым, передающий здание на сохранность церковному приходу. И уже неделю художники и церковь ведут открытое противостояние: новые обитатели дома даже не пускают художников внутрь, чтобы те могли забрать свое имущество.
— Мы предлагали Владимиру Игнатьеву — давайте мы тоже напишем ходатайство к власти, чтобы вам подыскали помещение, — говорит настоятель прихода отец Алексей. — Но он сказал: я никогда ни у кого ничего не просил. Мы не хотим никакой войны, мы готовы к открытому сотрудничеству.
Ситуация с правовой точки зрения вроде бы простая: раз есть решение о выселении художников — значит они должны уходить. И похоже, администрации района и городской власти наплевать, куда именно они уйдут. Но, сталкивая лбами церковь и горожан, отдавая откровенное предпочтение нуждам церкви и так же откровенно отмахиваясь от остальных граждан, власть оказывает и себе, и церкви медвежью услугу. Сравнительно недавно, всего 90 лет назад, такое отношение к гражданам России и вызвало тот самый «российский бунт — бессмысленный и беспощадный».

Наталья ШКУРЕНОК