Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»
Кто с Путиным дружит, тот за наш счет и танцует
Фото: «Спасем дом Басевича»

Кто с Путиным дружит, тот за наш счет и танцует

1 марта 2021 18:32 / Общество

Детский театр танца Бориса Эйфмана закупает стол с вращающимся подиумом за полмиллиона рублей и диван за 0,4 миллиона. Апартаменты для артистов его взрослого театра тоже оплатит налогоплательщик.

Здание исторического дома Басевича, как и соседний с ним детский сад (Большая Пушкарская, 7 и 9), передали структурам известного балетмейстера — Академическому театру балета и Академии танца — под строительство апартаментов для артистов и второй по счету интернат для учеников.

Еще осенью и. о. директора театра Петр Костышев заверял в интервью «Российской газете»: «Все расходы возьмут на себя меценаты, проект не потребует от города никаких вложений». Но в феврале вице-губернатор Евгений Елин (ушел в отставку 1 марта) в ответе депутату Алексею Ковалеву сообщил: «Принимая во внимание, что у рассматриваемого проекта отсутствует инвестиционная привлекательность, принято решение о его реализации за счет средств бюджета Санкт-Петербурга». Позиция о проектировании строительства и реконструкции объекта закреплена в городском законе о бюджете на текущий год и плановый период 2022–2023 гг.

Оба здания с их земельными участками предоставили структурам Эйфмана в 2016 году для проведения изыскательских и проектных работ. Их профинансировал строительный холдинг Setl Group, а выполнило ООО «Проектная культура» (ранее называлось «Владимир Григорьев и партнеры» и принадлежало нынешнему главе КГА Владимиру Григорьеву, пока он не стал чиновником). Весной 2019 г. здания оформили в оперативное управление театра и академии.

Не находя средств на реализацию проекта, театр все это время не стеснял себя в расходах, также покрываемых из бюджета. Так, переговорную комнату в Детском театре танца обставили на 3,6 млн руб. Приобретя в том числе диван за 400 тыс., пару кресел на такую же сумму, 8 стульев почти по 100 тыс. за штуку, два комода за 685 тыс. И — предмет особого удивления — шпонированный дубом стол «с вращающимся подиумом посередине стола из искусственного камня» за 547 тыс.


Для каких переговоров в детском театре необходимо вращение на столе, неловко даже представить.


Обе закупки проведены по схеме «у единственного поставщика». И в том и в другом случае контракт заключен с ООО «Арт-проект технологии». Организация эта, похоже, устроителям торгов не чужая — за последние три года с ней заключено 22 контракта на 1,37 млрд, большей частью по заказу театров и прочих учреждений культуры. Академии танца Бориса Эйфмана «Арт-проект технологии» поставили также кресел и стульев на 20 млн, а его Детскому театру танца — оборудование для аудиовидеосъемки на 28 млн, тоже в качестве единственного поставщика.

Совсем не по-детски подошел к закупке автомобиля Академический театр балета Бориса Эйфмана — приобретя за 4 млн рублей внедорожник Volkswagen PKW Teramont (производства США, с кожаными сиденьями топ-комфорт, восемью динамиками мультимедийной аудиосистемы и прочими удобствами премиум-класса).

Таких денег хватило бы на скромную питерскую однушку. А как утверждает руководство театра, его артисты, большей частью иногородние, остро нуждаются в жилье.

Тот самый стол за 0,5 млн рублей. Из ТЗ конкурсной документации на закупку обстановки для переговорной Детского дворца танца Бориса Эйфмана Тот самый стол за 0,5 млн рублей. Из ТЗ конкурсной документации на закупку обстановки для переговорной Детского дворца танца Бориса Эйфмана

Именно на эти обстоятельства и ссылались, когда запрашивали еще у губернатора Полтавченко Дом Басевича — под «общежитие» для артистов театра. Теперь, правда, вытанцовывается не общежитие, а «комплекс апартаментов» — именно так значится в строке городского бюджета.

На сайте театра труппа представлена в составе 15 солистов и 37 артистов кордебалета. Общая площадь Дома Басевича — свыше 8 тыс. кв. м. И судя по одобренному рабочей группой КГИОП эскизному проекту, на выходе будет значительно больше — за счет нового строительства на месте идущих под снос пяти дворовых корпусов и реконструкции с частичной разборкой лицевого фасада, превращаемого затем из шести- в девятиэтажный.

Под 200 квадратов на артиста — это как-то слишком даже для артистов доверенного лица президента, каковым с 2012 года неизменно выступает Борис Эйфман. Но балетмейстер уверен — когда достроят Дворец танца на берегу Малой Невы, в его штатном расписании будет 500 сотрудников. Так, по крайней мере, заявляется театром. И всех их надо где-то поселить.


Откуда взято столь впечатляющее число, входят ли в него и гардеробщики с буфетчицами или речь только об артистах, не раскрывается.


Сейчас театр активно набирает новых артистов, анонсируя расширение труппы «в связи со строительством Дворца танца». И обещая предоставить служебное жилье в историческом центре Санкт-Петербурга (солистам — однокомнатные квартиры, артистам — комнаты).

Число показанных Академическим театром балета Бориса Эйфмана спектаклей (по данным, представленным на сайте театра)

  В Петербурге В других городах
2020 год:    
Январь 0 0
Февраль 2 2
Март 0 3
Апрель — октябрь 0 0
Ноябрь 1 0
Декабрь 0 0
2021 год:    
Январь 0 0
Февраль 0 0

Дворец танца, изначально проектировавшийся в составе комплекса Верховного суда (перенесенного в другое место), планировалось сдать к 2019 году. Сейчас годом ввода объекта, согласно федеральной адресной инвестиционной программе, значится 2024-й. Пока Дворец танца находится на стадии подземного и нулевого уровней, если судить по актам принятых работ на сайте госзакупок.


Справка «Новой»

Перечень объектов недвижимости, предоставленных учреждениям Бориса Эйфмана в бессрочное безвозмездное пользование / оперативное управление:

  • Офисные помещения Академического театра балета — 2200 кв. м (Шамшева ул., 17, Гагаринская ул., 32, ул. Лизы Чайкиной, 4/12 и 22).
  • 5 квартир «для отдыха артистов» — 600 кв. м (Каменноостровский пр., 26–28 и 38, Введенская ул., 7)
  • Здание б. канатной фабрики Гота, декорационные мастерские — 2000 кв. м (Петровский пр.,20).
  • Комплекс Академии танца — 10 590 кв. м (Б. Пушкарская, 14, лит. Б).
  • Особняк Греффе — Доберт (музей, посвященный творчеству Б. Я. Эйфмана) — 470 кв. м (Б. Пушкарская, 14, лит. А).
  • Детский театр танца — 9100 кв. м (Введенская ул., 3).
  • Дом Басевича — 8120 кв. м (Большая Пушкарская ул., 7, лит. А).
  • Здание детского сада — 1000 кв. м (Большая Пушкарская ул., 9, лит. А).
  • Земельный участок в Курортном районе — 22 240 кв. м, с двухэтажным зданием площадью 550 кв. м (п. Комарово, Большой пр., 7, лит. Б).

Новый объект, что намерены возвести на месте детсада рядом с Домом Басевича, обозначен в строке городского бюджета как «спальный корпус для учащихся с залами для занятий хореографией». Но в составе Академии танца, торжественно открытой в 2013 г., уже есть и интернат со спальнями (1734 кв. м), и 15 залов для занятий у станка (2371 кв. м).

В разделе сведений о материально-техническом обеспечении академии указано, что интернат рассчитан на 180 мест и что в академии обучается 364 ребенка. Сколько из них иногородних — не указано. Обратившись к сайту госзакупок, «Новая» обнаружила контракт на организацию питания учеников академии. В том числе проживающих в интернате — 170 человек. Выходит, сейчас иногородних на 10 воспитанников меньше, чем мест в уже существующем интернате.

Стулья по 100 тысяч. Из ТЗ конкурсной документации на закупку обстановки для переговорной Детского дворца танца Бориса Эйфмана Стулья по 100 тысяч. Из ТЗ конкурсной документации на закупку обстановки для переговорной Детского дворца танца Бориса Эйфмана

Конечно, неплохо и тут запастись недвижимостью на вырост — руководство академии намерено увеличить прием. И сетует, что после 18 лет ее воспитанники уже не имеют права жить в общежитии для учеников и «вынуждены самостоятельно искать себе жилье», а «далеко не все иногородние семьи могут это себе позволить».

Да кто бы возражал — пусть все будут счастливы и обеспечены, причем не только воспитанники Бориса Эйфмана. Но бюджет-то на всех один. И по выражению Александра Беглова, «трещит по швам». В Петербурге, по информации детского омбудсмена Анны Митяниной, нуждаются в жилье 1480 детей — выпускников детских домов. По данным жилищного комитета, свыше 220 тыс. петербургских семей все еще живут в коммуналках.

Почему при такой статистике город берется финансировать строительство апартаментов для сотрудников театра Эйфмана? Да еще принося при этом в жертву Дом Басевича, признанный образцом петербургского модерна.