Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Жизнь под угрозой обрушения

26 марта 2019 21:22 / Общество

Подделка даты постройки позволила снести исторические здания, а работы по возведению нового угробят соседние дома.

С конца XIX века участок петербургских Песков, между 8-й и 9-й Рождественскими улицами, занимали производственные корпуса медно-котельного завода Оуфа. Купец первой гильдии Михаил Гаврилович Оуф жил тут же, в симпатичном особняке, и «при нем жена Мария Яковлевна, сын Алексей 31 г., с женою Анною Николаевною». В 1922 году, к пятой годовщине Октября, Рождественские станут Советскими, церковь, давшую название слободе, снесут в тридцатые, а приземистые заводские корпуса доживут до лета 2017-го — пока их не станут крушить, зачищая площадку под новое строительство.

Градозащитники, кинувшиеся информировать КГИОП об уничтожении исторических зданий, там и узнали: корпуса признаны аварийными, проект возведения на их месте 7-этажного жилого комплекса с двухуровневым паркингом одобрен комитетом. Заказчик — ООО «Ховард Хаус», чья дочерняя структура в 2013 году снесла исторический дом 19 на Загородном проспекте.

Экспертизу с выводом об аварийности по заказу застройщика сделала компания «Бэксит». Защитникам наследия она известна давно: среди приговоренных ею исторических зданий — Лиговский пр., 56, западный флигель Шуваловского дворца на наб. Фонтанки, 21, ул. Восстания, 4. Выводы «Бэксита» по последнему адресу судебной экспертизой признаны сфальсифицированными (в процессе по иску петербургского ВООПИиК).


Те корпуса завода Оуфа, что выходили на 8-ю Советскую, еще и омолодили перед смертью — изменив дату постройки с 1916-го на 1919-й. Это позволило застройщику в случае признания зданий аварийными не воссоздавать их облик, как того требует закон применительно к дореволюционным домам.


В 30-метровую зону возможного влияния нового строительства попадает 16 зданий, 13 из которых по техническому своему состоянию отнесены к третьей, предаварийной категории.

Трещать окружающая застройка начала еще до строительства — при сносе исторических корпусов в июле 2017-го. Две сквозные трещины образовались в несущей стене дома 15 по 9-й Советской (к нему примыкала стена сносимого заводского корпуса).

Разрушительные процессы пошли и внутри квартир. Но маячки, позволяющие отслеживать динамику, установили на окружающих стройплощадку зданиях только осенью.

С началом работ нулевого цикла (февраль 2018-го) трещины стали расширяться и пошли новые — особенно пострадали дома 15 и 19 по 9-й Советской и дом 24 по 8-й Советской. К пробным работам по установке свай приступили в мае, но они были приостановлены службой Госстройнадзора. Однако начатого хватило, чтобы маячки с громадной трещины по стене дома 15 разорвало. Адекватной реакции на это угрожающее явление не последовало — строители просто залили трещину монтажной пеной.

«При забивании свай угол нашего дома стал уходить вниз, — рассказывает Анна, проживающая в доме 15. — Этот район недаром получил название Пески. Под нами трехметровая песчаная подушка, которая к тому же годами вымывалась: уже лет десять постоянно подтопляется подвал. Но единственное, что делают в ответ на наши жалобы, — периодически откачивают воду, а она вновь поступает. Проблема в том, что в подвесном дворе соседнего дома находится открытый сток канализации. Он вечно засоряется, и нечистоты, переливаясь, затапливают наш подвал. Принципиально решать проблему «Водоканал» отказывается — ему проще раз в пару месяцев устранять засоры, чем менять открытую систему канализации на закрытую».


С началом строительства участились и прорывы труб теплотрасс, из-за чего жители в общей сложности месяц сидели зимой без отопления. А в марте так рвануло магистральную трубу, что во дворе образовался кратер диаметром метра в четыре.


В июне доцент СПбГАСУ, руководитель ЗАО «Геострой» Анатолий Осокин составил застройщику рекомендации по сохранению окружающих зданий. О том, что прежде устройства свайного основания необходимо дождаться стабилизации осадок, выполнить работы по усилению фундамента и укреплению стен дома 15. Указывалось также, что выбранный заказчиком буронабивной метод установки свай здесь критически опасен — следует использовать более щадящие технологии. Но эти рекомендации были проигнорированы.

«Не дождавшись стабилизации грунтов и не окончив работ по укреплению фундамента, начали устройство свайного поля, — продолжает Анна. — В нашем подвале образовался пятиметровый разлом. Пошла резкая осадка, один из углов просел на 4,5 см».

Стены стянули металлическими скобами — чтобы их завести, пробили сквозные отверстия в нескольких квартирах.

«Их проект основывался на пибовских планах, где указано, что толщина стен составляет 60 см. Но в шести квартирах — как раз в тех местах, где крепится второй конец скобы, реальная толщина вдвое меньше (там ниши на месте дымоходов, заложенных при капремонте 1974 года). Разве такая конструкция может быть надежной?» — возмущается жительница.

В сентябре 2018 года Госжилинспекция констатировала: в подвале «выявлены трещины в сводчатом межбалочном заполнении, прогиб и коррозия металлических балок надподвального перекрытия под квартирами 2 и 23 с угрозой внезапного обрушения, коррозия и выход одной из перемычек над входом из проектного положения… бетонный пол поврежден трещинами в местах выпучивания основания».

Новая трещина в квартире 31, сентябрь 2018 Новая трещина в квартире 31, сентябрь 2018

Администрации Центрального района предписали организовать обследование, а по его результатам произвести необходимые ремонтно-восстановительные работы. В декабре жильцы получили от ГЖИ новое «письмо счастья» — обследование проведено, но его заключение мы завернули, поскольку оформлено ненадлежащим образом. Но содержащимися в нем выводами поделятся: «фундаменты здания из-за выпора грунта из-под подошвы фундамента, перекрытия над подвалом — из-за значительного поражения металлических балок коррозией и частичного разрушения бетонного заполнения и исчерпания несущими конструкциями эксплуатационного ресурса — находятся в аварийном состоянии, а участок над вестибюлем лестничной клетки имеет угрозу обрушения».

Жилкомсервис № 3 Центрального района отделается установкой подпорок. Но отрицательная динамика состояния конструкций продолжалась и после остановки работ.

В октябре, после скоропостижной кончины владельца компании-застройщика, строители покинули площадку. А в марте этого года тяжелая техника вновь вернулась. Жители опасаются, что с возобновлением стройки уже доведенные до ахового состояния близлежащие дома могут обрушиться.

Мониторинг, который по заказу застройщика ведет ООО «Геореконструкция», показывает: даже при остановке строительных работ осадки по дому 15 составляют 2 мм в месяц. Сказано это было на выездном совещании 4 марта, с участием представителей ГАСН, районной администрации, бывшей ее главы, а теперь депутата ЗакСа Марии Щербаковой и депутатом Борисом Вишневским, который больше полугода пытается отстаивать интересы жителей.

«Руководство Геореконструкции заверило, что теперь осадки стабилизировались, — говорит Анна. — Но нас очень смущает качество проводимого мониторинга. Согласно отчетам, его данные собираются ежемесячно. А у меня в квартире показания с установленного в ноябре щелемера сняли только в марте».

Кроме того, согласно данным мониторинга на конец февраля, суммарная осадка по дому 19 уже превысила предельно допустимое значение в 20 мм, составив 25 мм; а дому 15 этот показатель вдвое хуже: 46 мм.

Кто и за какие средства будет спасать пострадавшие от строительных работ здания, чиновники не решили. Но уже через час после выездного совещания на площадку прибыла тяжелая техника. «14 и 15 марта, когда начали пробное погружение свай, сразу пошла очень сильная вибрация, наш дом затрясло, — говорит собственник квартиры в д. 19 Мария Егупова. — С тех пор затишье, но надолго ли? Мы боимся, что продолжения работ наши дома не выдержат».

Право на безопасную жизнь и сохранность исторических зданий жильцы вместе с градозащитниками отстаивают теперь в суде. Заседание в Куйбышевском районном суде назначено на 1 апреля, но битва обещает быть нешуточной.