Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Фабрика липы

4 февраля 2019 11:23 / Общество

Несколько дней назад на сайте «Авито» появилось объявление о распродаже лыжероллерной трассы СКА в Токсово на участки под ИЖС. Активист движения «Токсовские озера» под видом покупателя посетил «офис продаж» и убедился, что по цене 10,75 млн рублей за участок там предлагают подложные документы

Лыжники и биатлонисты были изумлены, увидев в интернете знакомую трассу на берегу озера Хеппоярви, нарезанную на участки по 25 соток. На государственную землю базы СКА покушались и ранее: об этом свидетельствуют с десяток старых фундаментов, «украсивших» лыжные дорожки в 2004 году. Чуть позже неизвестные лица пытались разгородить трассу заборами. Но заборы снесли местные жители, бетонные фундаменты обветшали, забылись и битвы в судах, где активисты отбивали рейдерские атаки. В генплане территория трассы частично попадает в категорию земель Министерства обороны, частично — в поселковую рекреационную зону «Р-2» в муниципальной собственности. И там и там строить коттеджи нельзя.

Нехороший офис

Часть токсовского экоактива села писать жалобы, поручив одному из членов позвонить по телефону указанному в объявлении. Он представился покупателем и на том конце провода ему сказали приехать в офис на ул. Белы Куна, 30 (бизнес-центр «Софийская площадь»).

«Никаких вывесок на дверях офиса нет, проход был через кафе «Пельменная» на второй этаж, где меня встретил охранник, — рассказал нам активист, чье имя мы из соображений его безопасности не разглашаем. — У меня сложилось впечатление, что офис используется для таких встреч от случая к случаю, потому что за соседними столами сотрудники говорили по телефонам о логистике грузоперевозок.

Меня окружили пятеро человек, включая охранника. Они заметно нервничали. Я выдавал себя за юриста, представляющего интересы возможного покупателя, поэтому не мог спрашивать про все участки — это вызвало бы подозрения. Я «выбрал» три крайних участка из предложенных 11. Меня заверили, что покупатели смогут объединиться и сообща огородить берег, «тогда там у вас вообще никто не будет ходить». На мое робкое сомнение, как же так, ведь там лыжная трасса, продавцы ответили, что все это ерунда, одни разговоры, что все суды давно ими выиграны. В качестве выигранных судов, правда, показали, и то издали, только один листок. На вопрос, есть ли разрешение на строительство, ответили, что вообще есть, но под рукой нет. Я спросил, есть ли документы по межеванию, ответили, что межевания нет (!). Хозяйкой всех 11 участков значилась некая Анжелика Боброва 1970 г. р., выписавшая в 2015 году доверенность на имя Натальи Вишталь. С этой Натальей я в основном и беседовал. Я попросил телефон Бобровой, но Наталья ответила, что Боброва занятой человек, телефоны свои не раздает. Она живет в Финляндии, и если я хочу, мне могут организовать с ней встречу там».

Нарисовали улицу

После того как «разведчик» позвонил своему клиенту и передал продавцам, что тот якобы готов внести залог в 4 миллиона рублей («чтобы забронировать участки»), его собеседники заметно расслабились и показали больше, чем, возможно, собирались. Первое, что бросилось в глаза, — адреса участков в свидетельствах о собственности и кадастровых паспортах. Трасса, по которой среди деревьев бегут лыжники, там называется улицей Офицерской! При этом настоящая Офицерская улица заканчивается в полукилометре от первого из нарезанных участков. Все кадастровые номера у продавцов имели старый формат написания, который использовался в 2000-х годах (с дефисами).


«Когда я уходил, один из участников спектакля направился за мной, — продолжает наш собеседник. — Он дошел до парковки: очевидно, надеялся зафиксировать номер моей машины. Но ему не повезло — я приехал на метро».


На следующий день, 29 января, активисту позвонила Наталья Вишталь. Спросила, когда клиент готов заключать договор. Тот ответил, что они с «клиентом» обнаружили в документах территориального планирования Токсово на месте продаваемых участков зону «Р-2». Как продавцы могут это объяснить? «Это ошибка администрации, мы будем разбираться», — разочарованно ответила Наталья.

Враги российского биатлона

По словам исполняющей обязанности главы Токсово Ирины Нагаевой, об эфемерных участках на лыжной трассе в администрации давно знают и даже безуспешно пытались с этим бороться. Помимо участков Бобровой, там есть еще 10 — у других столь же сомнительных собственников. Итого — 4,7 гектара спорткомплекса уже «частные». Все оформлено по подложным документам, якобы — в 1996 году. Но скорее всего, все документы изготовлены задним числом в январе 2004-го, когда Анжелика Боброва в один день скупила 11 участков у 11 разных лиц. Только спустя 12 лет, в 2016-м, Боброва обратилась в администрацию за разрешениями на строительство. Однако тогдашний глава администрации Андрей Кожевников быстро заметил подвох.

«Вышеуказанные земельные участки были предоставлены на основании постановлений администрации Токсово от 18.09.1996 за № 531–558 (все 21 в один день. — Ред.). Однако в документах архивного фонда поселка постановления с такими номерами отсутствуют, — говорится в обращении главы к прокурору Западного военного округа в 2016 году. — Указанные постановления не издавались администрацией поселка Токсово. Более того, указанные земельные участки сформированы на землях Министерства обороны, входят в состав земель обороны, закреплены за воинской частью № 33491 и находятся в федеральной собственности. […] Таким образом, есть все основания полагать, что оформление участков в собственность произведено незаконно».

Более того, по факту мошеннических действий с указанными земельными участками еще в 2005 г. прокуратурой Ленинградской области было возбуждено уголовное дело № 5110. В ходе расследования на участки был наложен арест, однако в 2009 г. он был снят решением Всеволожского суда: суд решил, что собственники, вне зависимости от происхождения участков, являются «добросовестными приобретателями». Поэтому, когда в 2016 г. токсовская администрация попыталась отказать Бобровой в разрешениях на строительство, последняя оспорила отказ через суд. Всеволожский суд постановил выдать ей разрешения на строительство 5 домов из 11.


Однако дело застопорилось. То был редкий случай, когда чиновники — во всяком случае, на словах — поддержали жителей.


Дело в том, что «покупатели» покусились на единственную в радиусе 250 км от Петербурга биатлонную трассу – стрельбище международного уровня, где тренировался с десяток олимпийских чемпионов, среди которых Любовь Егорова, Ринат Сафин, Анатолий Алябьев, Владимир Драчев и другие.

«Вышеуказанные земельные участки находится в одном из красивейших мест на берегу озера Хеппоярви, его застройка является недопустимой, — объяснял глава администрации в письме военному прокурору. — Исторически данная территория является единственным местом в окрестностях Петербурга, где с учетом рельефа местности возможно проведение международных и российских соревнований по лыжным гонкам и биатлону». Иными словами, Анжелика Боброва не просто тихой сапой распродает чужую землю в офисе с входом через «Пельменную», но возвышается до масштабов врага российского олимпийского спорта.

Фото: Ирина Андрианова Фото: Ирина Андрианова

Он слишком много знал

Надо сказать, что земельный захват проходил с фантастической простотой. В постановлении Следственного комитета при прокуратуре Ленинградской области от 2009 г. говорится: «В период с мая 2003 по январь 2004 г. Сокирко Михаил Петрович (на тот момент — депутат МО «Смольнинское» СПб. — Ред.), действуя по предварительному сговору с неустановленными следствием лицами (выделено нами. — Ред.), направленными на незаконное завладение 21 земельным участком по ул. Офицерская в поселке Токсово общей площадью 4,7 га, входящими в состав земель Министерства обороны и принадлежащими на праве бессрочного пользования воинской части № 33491 Главного ракетно-артиллерийского управления ВС РФ. Действуя как лично, так и через посредника, Данильченко В. Ю., который не был осведомлен о противоправных намерениях Сокирко, убедил военнослужащих Санкт-Петербургского военного инженерно-технического университета (ВИТУ), в котором ранее проходил службу (далее идет список из 21 фамилии, точно по числу участков. — Ред.), передать ему ксерокопии документов, удостоверяющих их личности для оформления земельных участков в их собственность при условии последующей продажи их третьим лицам и обещая при этом денежное вознаграждение в размере от 300 до 500 долларов США». Далее, «используя заведомо подложные печати и постановления главы администрации о предоставлении земельных участков, изготовили на бланках установленного образца свидетельства о праве собственности перечисленных военнослужащих на землю». К слову, в середине 90-х годов СМИ писали о краже из токсовской администрации пустых бланков таких постановлений. А «постановления» Сокирко датированы как раз 1996 годом.

Как далее описывает следователь по особо важным делам прокуратуры ЛО А. А. Новожилов, Сокирко «с неустановленными лицами» собрал всех подставных собственников в здании администрации Токсово 15.01.2004, где они подписали договора о продаже свежеполученных участков еще одной группе лиц, тоже введенных Сокирко «в заблуждение относительно законности сделки». Среди этих заблуждавшихся были и Анжелика Боброва (купила 11 участков), и экс-директор базы СКА (!) Алексей Казьмин (6 участков). Кроме них, еще четверо. За это Сокирко передал своим бывшим сослуживцам «как лично, так и через Данильченко В. Ю. денежные средства в размере 300–500 долларов каждому».


Офицеры, оформившие на себя подставные сделки, не были признаны соучастниками преступления. Включая Данильченко, которого следователь прямо называет посредником.


Но это еще не все. Подполковник Сокирко «ввел в заблуждение» еще пятерых и по такой же схеме в тот же самый период нарезал на пять участков территорию ГУЗ «Противотуберкулезный санаторий Токсово». Главврач хватилась, когда практически у нее под окнами начали строить коттеджи. А несколько месяцев спустя Сокирко привлек еще 16 военнослужащих, опять-таки через посредничество ничего не подозревавшего Данильченко, и нарезал на 16 участков надел воинской части № 33491 (Токсово, Пушкарская ул.). Все три уголовных дела объединены в одно производство.

Выгодоприобретатели во всех эпизодах проходили лишь в статусе свидетелей. Везде в материалах дела в преступлениях обвиняется один Сокирко. Хотя даже со стороны понятно, что провернуть аферы такого размаха было бы невозможно без участия чиновников токсовской администрации. С 1.12.2003 главой администрации Токсово был Василий Пахомов, впоследствии осужденный на 7,5 лет строгого режима за согласование незаконных строек. Распродажа трассы СКА осуществлялась непосредственно при нем. Также вызывает удивление участие в скупке участков трассы Алексея Казьмина, бывшего ее директором. Уж он-то отлично знал, где что плохо лежит.

Скорее всего, Сокирко был исполнителем, а заказчиками — конечные покупатели. Но ему не дали возможности об этом рассказать. Как следует из ответа областной прокуратуры от 2007 года, «13 марта 2006 г. в отношении Сокирко было совершено преступление, ему была причинена открытая черепно-мозговая травма головы, повлекшая тяжкий вред здоровью. Из-за невозможности выполнения с Сокирко следственных действий расследование приостановлено».

Как сообщил в 2006 году токсовский муниципальный депутат Виталий Гончаров журналисту «Фонтанки» Ирине Тумаковой (сейчас она корреспондент «Новой»), «Сокирко уже никогда ничего не сможет сказать. Он изуродован, ему снесли полчерепа. Он прикован к постели и уже никогда ничего не вспомнит». СМИ со ссылкой на АЖУР сообщили, что на депутата Сокирко напали двое неизвестных около его дома на ул. Репищева в Петербурге. Они нанесли ему несколько ударов металлической трубой, после чего скрылись, ничего не похитив. Добавим, что аналогичное преступление было совершено в феврале 2003 г. в отношении главы токсовской администрации Юрия Техова. После нескольких ударов по голове металлической трубой он покинул свой пост «по собственному желанию».

А потом дело затухло. В 2009 году с участков был снят арест, и позиция госорганов резко изменилась: на запрос токсовского активиста Дмитрия Сергеева о ходе расследования зам областного прокурора Сергей Есипов вообще не ответил. Нам даже не удалось узнать, жив ли несчастный Михаил Сокирко. В налоговой базе против его имени отсутствует ИНН. Это значит, что он или мертв, или его засекретили по программе защиты свидетелей. Последнее маловероятно, масштаб не тот. Активист «Токсовских озер» позвонил жене Сокирко, надеясь узнать побольше о продаже трассы. Представился его сослуживцем. Супруга Сокирко Галина Салиховна сначала сказала, что «этого не может быть», а потом, вскрикнув, бросила трубку. В налоговой базе за ней числится участок в Токсово площадью 25 соток — «любимый размер» Михаила Петровича. Согласно базе ГИБДД, с 2013 года у нее появилась машина Volkswagen Tiguan, содержать которую при зарплате фельдшера детской поликлиники, где она работает, было бы непросто.

Последний шанс продать

Но вернемся к владелице участков трассы Анжелике Бобровой. Судя по базе ЕГРЮЛ, она активно занимается торговлей недвижимостью. На нее оформлены две действующие фирмы (ООО «БКН Недвижимость» и ООО «Сити-Аренда») и две закрытые. Причем две последние (НП «Горки» и ООО «Бун») были зарегистрированы в том же бизнес-центре «Софийская площадь», где проходила встреча с продавцами. Также на Боброву зарегистрировано ИП. Судя по всему, ее поверенная Наталья Вишталь не соврала, назвав ее очень занятым человеком. Но что касается чистоты документов, которым располагают продавцы, она сильно покривила душой.

Когда в 2016-м «добросовестная приобретательница» предприняла очередной заход на трассу СКА, администрация Токсово попросила Министерство обороны оспорить ее притязания в суде, так как администрация «не является собственником спорных участков и не может представлять интересы собственника (РФ) и, следовательно, не может предъявлять иски об истребовании участков из чужого незаконного владения». В том же году Территориальное управление имущественных отношений Минобороны (ТУИО) по СЗФО обратилось в суд с иском об аресте и изъятии у Анжелики Бобровой пяти участков на трассе СКА (тех самых, для которых Всеволожский суд постановил выдать разрешения на строительство: Офицерская ул., 37, 38, 41, 45 и 47). В июне 2018 г., уже в апелляционной инстанции, суд признал права Бобровой на два из них отсутствующими (дело № 33-28/2018). Решение вступило в законную силу. . Судебных решений об аннулировании других участков мы не нашли. С другой стороны, многие старые решения не заносились в базу. Например, точно известно, что в 2005-2006 гг. в Арбитражном суде слушалось дело А56-11736/2005 по иску военной прокуратуры ЛВО о признании недействительными упомянутых постановлений от 1996 года о выделении участков на трассе СКА. Одно из промежуточных определений по делу имеется в редакции, но окончательного решения в базе нет.

Возможно, ей не дает покоя то, что два других собственника, Вадим Савчук и Андрей Сластин, сумели протащить через генплан изменение зонирования для своих участков (Офицерская ул., 46 и 48) с Р-2 на жилищное строительство. Но даже их участки оформлены криво: кадастровые номера участков не соответствуют номерам кадастровых кварталов. Как будто и эти документы сляпаны на коленке. Сейчас Савчук и Сластин судятся с администрацией и Министерством обороны — они подали иск о сервитуте. Можно предположить, что они требуют от базы СКА обеспечить им проезд к своим участкам. Понятно, что лыжники им мешают. Хотя по истечении 15 лет должно бы стать очевидным, что построиться им все равно не дадут.