Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Достаточно личности истца

17 мая 2018 17:41 / Судебная хроника

Суд не стал разбираться со связями ректора Горного университета и многомиллиардного бизнеса и наказал «опорочивших» его журналистов.

15 мая Василеостровский районный суд вынес решение по иску Владимира Литвиненко к газете «Деловой Петербург» и антикоррупционной организации «Трансперенси Интернешнл». Моральный вред от раскрытых журналистами коррупционных схем с возможным участием ректора судья Галина Быстрова оценила в 10 миллионов рублей, а сами материалы постановила удалить и опровергнуть.

...И стены помогают

«Новая» уже рассказывала, при каких обстоятельствах в конце 2017 года Владимир Литвиненко вступил в противостояние со СМИ. Первое расследование о предполагаемых активах ректора вышло в «Деловом Петербурге» в ноябре 2016-го: текст был посвящен сомнительным операциям с землей и недвижимостью в поселке Солнечное, на Миллионной улице и на Васильевском острове. Спустя месяц, в декабре, подробный разбор манипуляций в Василеостровском районе появился на сайте «Трансперенси» (еще раньше о строительстве здесь элитного жилого комплекса под видом научного центра писала и «Новая»). Тем интереснее, что свои первоначальные исковые претензии Владимир Литвиненко адресовал вовсе не к известным СМИ, а к некоему сайту «Офшорам-нет.ру», который просто перепечатал часть информации из других источников. По мнению участников судебного процесса, сделано это было для того, чтобы иметь возможность рассматривать дело именно в Василеостровском районном суде (где Владимиру Литвиненко периодически «везет» в других судебных процессах), а не в городском арбитражном, как если бы иск подавался к конкретному юрлицу.

В случае «Офшоров-нет» найти его владельцев суду так и не удалось, и вскоре анонимный ресурс был вовсе исключен из числа ответчиков. Одновременно с этим к делу были привлечены «ДП» и «Трансперенси». Кроме того, свои исковые претензии Владимир Литвиненко подавал как частное лицо, что позволило ему также обратиться в районный суд по месту нанесения психологической травмы.

Обложка расследования в «Деловом Петербурге» // Фото: story.dp.ru/litvinenko

В своем заявлении ректор указывал на «существенный моральный вред» от опубликованных расследований, который привел к «ухудшению морального климата» во всем Горном университете. Отметим, что авторы «ДП» и «Трансперенси» напрямую не называли Литвиненко бенефициаром сомнительных схем. И тут ректор очевидно воспользовался опытом своего давнего знакомого – главы Роснефти Игоря Сечина – и сослался на «скрытое утверждение» (этот термин вошел в обиход после того, как Сечин выиграл иск о защите репутации у «Новой газеты»). Подобно тому, как глава Роснефти лишил журналистов права даже подозревать его в связях с роскошной яхтой, Владимир Литвиненко оспаривал саму возможность зарождения мысли о том, что он коррупционер.

Наконец, защита чести и достоинства ректора Горного проходила на закрытом судебном заседании, без посторонних свидетелей. Такое решение судья Быстрова объяснила тем, что в материалах дела «содержится достаточно личности истца» – его персональных данных.

За гранью логики

Напомним, ущерб для своих чести и достоинства ректор Горного оценил в беспрецедентную сумму – 65 миллионов рублей. «Хотя в итоге взыскали в десять раз меньше, для подобного рода дел размер взысканного существенно выходит за рамки сложившейся практики, – комментирует решение суда адвокат «Команды 29» Иван Павлов. – Это лишь еще раз подтверждает особый характер конкретного спора».

Одна из авторов расследования в «Деловом Петербурге» журналист Ирина Панкратова обращает внимание и на отказ судьи приобщить к делу выписки из Росреестра – официальные документы, на которых, собственно, и основана публикация.


«Текст описывает переход прав собственности на землю. Но суд не стал проверять достоверность информации и сразу же начал оценивать, порочит она героя или нет, – отмечает она. – Это за гранью всякой логики, по-моему. Все остальное на этом процессе было вполне ожидаемо...»


В «Команде 29», представляющей интересы «Трансперенси интернешнл», «Новой» подтвердили готовность оспаривать решение Василеостровского районного суда в вышестоящих инстанциях. В самой антикоррупционной организации удалять или опровергать материалы о Владимире Литвиненко пока не собираются.

В «Деловом Петербурге» судебное разбирательство проходило на фоне кадровых перестановок и смены владельцев издания. Тем не менее новый генеральный директор «ДП Бизнес Пресс» Наталия Шелудько также заявила, что с решением суда редакция не согласна.

Пока же вердикт Василеостровского районного суда предписывает взыскать в пользу ректора 4 миллиона рублей с АО «ДП Бизнес Пресс», 5 миллионов – с АНО «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р» и миллион рублей на троих с журналистов: 250 тысяч – с Ирины Панкратовой и Натальи Ковтун, и 500 тысяч – с Надежды Федоровой. Последняя сумма оказалась в два раза больше предыдущих из-за того, что Федорова упомянула историю о Горном университете еще в одной своей публикации – итоговом обзоре материалов «Делового Петербурга» за год.

«Конечно, у нас нет таких денег, – говорит Панкратова. – Надеюсь, в апелляции суд рассмотрит дело иначе. Как минимум удостоверится в том, что в тексте приведены верные факты. Кроме того, пока шло разбирательство, десятки людей написали мне о готовности помочь с выплатой. Читатели прекрасно понимают, что происходит. Так что в крайнем случае объявим краудфандинг».