Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Без башни, но с плиткой

16 апреля 2018 08:41 / Общество

C памятника регионального значения в Старой Руссе продолжают сыпаться кирпичи, зато площадь вокруг в рамках реновации выложили плиткой.

Год назад «Новая» рассказывала, как чиновники пытались продать водонапорную башню, но разразился скандал – и ее никто не купил. 

Вокзал Старой Руссы встречает гостей живописнейшей лужей, настолько великой, что в ней крякают утки. Сейчас птицы нервничают – тепло наступило, лужа мелеет. Водители тоже нервничают, потому матерятся, въезжая в славный город. Эта элегия предвосхищает все, что ожидает смелого туриста: прикосновение к аутентичной старине. Но турист наивен, он ожидает совсем другого: церквей, тропинок Достоевского, плакучих ив на набережной и прочих милых сердцу извивов провинциального города с богатой историей.

Из Старой Руссы, где Достоевский писал «Братьев Карамазовых», грешно не сделать туристический центр. Тем более в преддверии 200-летия со дня рождения классика. Деньги выделили, работа закипела. Вышло, правда, как всегда.

Цифра и дело

В 2014 году Ростуризм включил в федеральную программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011–2018 годы)» «создание кластера Старорусский» в Новгородской области. Поначалу горожане восприняли новость с оптимизмом: это подразумевало создание инфраструктуры (в том числе ремонт систем водоснабжения и водоотведения), реконструкцию улиц, благоустройство центра и укрепление берега реки Полисти.

Деньги городу были выделены в 2017 году, правительство области, естественно, обязалось ввести все объекты по графику, но когда в октябре 2017-го комиссия Федерального агентства по туризму приехала в Старую Руссу, выяснилось, что сроки окончания «кластерных работ» сильно отодвигаются.

Сайт Novgorod.ru дотошно ведет хронологию: должны были завершить работы к 15 декабря, но перенесли сдачу на 25 декабря; перед Новым годом подрядчики заявили о завершении работ, но недоделки пообещали устранить к 1 апреля 2018-го. 1 апреля – дата лукавая, вот и власти пошутили со сроком, перенеся «час икс» на 21 июня 2018 года. Глава Старорусского муниципального района Василий Бордовский 9 апреля на совещании дал понять, что виноваты во всем подрядчики, которые уже работают в режиме штрафных санкций. «Доделают работы – объект будет принят, не доделают – объект мы не примем», – пояснил он.

Стела, которой рушане долго искали место, наконец его нашла, но почему-то в луже // Фото: Андрей Циликов

Губернатор Новгородской области Андрей Никитин, в свою очередь, за месяц до этого заявил в интервью ТАСС, что «полностью кластер будет готов к концу 2018 года, но говорить о его полноценной работе, наверное, мы сможем с лета 2019-го. Дело в насыщении инфраструктурой, программой, объектами показа». По словам Никитина, «сейчас центр Старой Руссы выглядит значительно лучше».

Губернатору, конечно, виднее, однако горожане с подобной оптимистичной оценкой не согласны. Деньги Старой Руссе были выделены на несколько проектов: пешеходный маршрут в исторической части города 6,6 км и реновацию Соборной площади (161,7 и 115 млн соответственно). Пешеходный маршрут подразумевал мощение клинкерной плиткой участка в исторической части города, реновация площади включала укладку той же плитки вместо асфальта, фонтан, фонари и декорирование ландшафта площади на европейский манер. По замыслу чиновников, гранитная набережная, смотровые площадки и спуски к воде, а главное – плитка, везде плитка (!) – должны увеличить поток туристов.

Хук пессимисту

Обеспокоенная общественность, которой почему-то казалось, что главное не плитка, а улучшение условий жизни рушан и развитие Старой Руссы как города Достоевского, возмутилась. В городе нет нормальных дорог – сплошные ямы и колдобины, и перспектива за бешеные деньги выкладывать тротуар плиткой показалась чудовищной. Площадь разбили на прогулочные зоны, но ради «европейского променада», который не очень смотрится в провинции, уничтожили деревья. Вот горожане и огорчаются: дело не столько в неприятии новой эстетики, сколько в жертвах, которую приходится платить за эту красоту, а также в качестве работ.

Соборную площадь разбили на прогулочные зоны, но ради «европейского променада», который не очень смотрится в провинции, уничтожили деревья // Фото: Андрей Циликов

Активист и философ Константин Смольняков утверждает, что горожане требовали «исходить из чувства реальности» – сохранить липовые аллеи и пересмотреть план реновации. Администрация липы обещала сохранить, но потом деревья все равно вырубили или изуродовали, мотивируя тем, что весной кроны лип обновятся, а остальные «росли не на месте». Втихаря вырубили ели, ивы, рябины и липы. Не прислушались даже к тому, что липовые аллеи, которые превратили в обрубки, сажали люди, вернувшиеся с фронта.


Не все согласны со Смольняковым и его сторонниками. Для многих горожан вполне приемлем довод «раньше было еще хуже». «Один байкер так мне написал: «Имеешь пессимистический взгляд на мир, за это получишь в морду», – рассказывает он.


Другую активистку, Зою Гоман, анонимы в соцсетях упрекают в том, что она и ее единомышленники стопорят прогресс. Зою эти обвинения очень огорчают своей несправедливостью: в прогресс и перспективу «туристического кластера» она как раз верит. Иначе бы она, в прошлом инженер-программист, не открыла несколько месяцев назад блинную, надеясь на туристов. Для души Зоя Гоман водит по Руссе экскурсии.

«Петицию против такой реновации подписали более 16 тысяч человек из России и других стран, – рассказывает Константин. – Я писал в администрацию президента, губернатору области, но мне отвечали, что этот вопрос в ведении местных властей. Я им про то, как академик Дмитрий Лихачев предлагал восстановить утраченные памятники архитектуры, возродить город «Братьев Карамазовых», который выступает в романе символом всей России, создать музейный комплекс под открытым небом. Он мечтал то, что некогда было осуществлено в Михайловском или Пенатах, распространить и на Старую Руссу, включив ее в созвездие памятных культурных мест, сделав предметом притяжения, и прежде всего для почитателей творчества великого писателя. А мне отвечают, что проект реновации одобрили эксперты, а идеи Лихачева устарели».

В ожидании транспорта в центре города воинской славы // Фото: Андрей Циликов

Плитку клали впотьмах, в мороз!

«Пешеходный маршрут проложили странно, – говорит Зоя. – Идешь по дорожке, калитку открываешь – и чуть ли не падаешь во двор, настолько плитка выше всего вокруг. Когда приезжал Перепелица (Валерий Перепелица – новгородский архитектор, делавший проект реновации центральной площади. – Ред.), он говорил: «Мы вам сделаем площадь – она будет лучше, и красивее, и больше». Говорил, что якобы реконструкция нужна, так как город растет. А куда уж он растет, если население сокращается, а все предприятия закрываются?»

Перепад высоты пешеходной зоны и земли утопил скамейки, теперь кажется, будто они рассчитаны на гномов. Плитка скользкая, уже вываливается из гнезд. Возле многоэтажных домов ее уложили впритык к фасадам, отвод дождевой воды не предусмотрели: вода стекает в подвалы. Реконструкция площади должна была завершиться перед Новым годом, срыв сроков грозил санкциями – пришлось бы вернуть деньги. Местные рассказывают: приезжал Андрей Никитин, всех построил. Работа кипела и в снег, и в дождь.

«Плитку клали впотьмах, в мороз! – возмущается Зоя. – В центре Руссы дороги делать пытались, но закатали ливневку, потому после дождя на дорогах озера».

«Озера» не пустуют – в них плавают утки. Стела воинской славы тонет в луже… Но внимание властей сосредоточено на «туристическом кластере». Как говорит Гоман, власти объяснили жителям, что деньги они могут использовать только по целевому назначению – на то, что прописано в проекте.

Деньги для башни

В центре Старой Руссы рябит в глазах от зеленой сетки, которая скрывает разрушенные дома.

«Легче сказать, какие памятники архитектуры у нас еще целы. В плачевном состоянии находится здание бывшего Дворянского собрания. Так называемый дом Катерины Ивановны из «Братьев Карамазовых», дом Грушеньки, рядом дом Васильевых, от которого осталась одна стена», – грустно перечисляет Константин Смольняков.

Главную улицу города – Воскресенскую – перекрыли. Константин объясняет, что из улицы решили сделать Новый Арбат. Пока получается не очень – двухэтажки затянуты зеленой сеткой и утыканы объявлениями о сдаче в аренду.

Башня, которую прошлой весной власти выставили на торги, но не смогли продать из-за поднятого шума, входит в список объектов, которые администрация считает не просто значимыми для городской среды, но планирует найти финансирование на реконструкцию. Кирпичи из нее давно падают – теперь на новую плитку. Новгородская областная дума увеличила финансирование капитального ремонта водонапорной башни почти на миллион рублей. Депутат Ольга Борисова уверена, что ремонт башни необходимо делать быстро.

Свежеположенная клинкерная плитка в Старой Руссе оправдывает свое название – «Венеция»… // Фото: Людмила Плоцкая

Присыпать освоенное

Набережную, как и площадь, выложили плиткой, но там скоро будут вести работы по берегоукреплению. Плитку обещают при этом снять (!). Эта информация повергла местных жителей, мягко говоря, в недоумение.

В газете «Старая Русса» об этом написали так: «Литературных эпитетов, чтобы охарактеризовать этот идиотизм с укладкой и последующим демонтажом плитки, у нас нет. Но как нам объяснили в администрации района, без укладки плитки в этом году контракт по кластеру «Старорусский» закрыть не смогут. А значит, достаточно большая часть выделенных Старой Руссе денег (в три с лишним раза больше годового бюджета города) останется неосвоенной».


Все в Старой Руссе знали, что в 2018 году будут укреплять набережную и что здесь будет работать большегрузная техника, которая оставит от плитки рожки да ножки. Но плитку все равно уложили.


Сейчас в администрации поговаривают, что рассматривается вариант засыпать тротуар из клинкерной плитки большим слоем песка, через который плитке не повредит большегрузная техника.

«У нас вода течет из кранов рыжая, фильтры не выдерживают, а тариф поднимут скоро. Это имеет прямое отношение к реновации. Планируют заменить старые трубы. А у нас туристический маршрут уже в плитке новой. Опять все рыть?» – пугается молодая рушанка и просит сохранить анонимность, пояснив: Русса – деревня, в администрации у многих родственники. Никто не хочет их подставлять». Так и живут.

Старая Русса – Россия в миниатюре: стоны провинциального городка не слышны за его пределами. Василий Бордовский, нынешний глава Старой Руссы, безусловно, опытный управленец. Ранее возглавлял животноводческую ферму, теперь вот – Старую Руссу, о которой, правда, местные отзываются грустно: «Наш город – без хозяина» и с недоумением наблюдают за действиями властей.

UPD: На запрос «Новой» из администрации Старой Руссы нам сообщили, что дороги города ждет ямочный ремонт, но о причинах их катастрофического состояния ответили довольно уклончиво: «Администрацией города неоднократно предпринимались и предпринимаются меры по привлечению подрядчиков к административной ответственности за нарушение правил благоустройства города. Только отделом муниципального контроля составлено 40 протоколов, общая сумма штрафов превысила 1 млн 780 тыс. руб». Однако самая грустная информация, которую сообщили в мэрии, касалась деревьев. Действительно, «техническим заказчиком была проведена санитарная обрезка деревьев, что позволит в течение трех лет сформировать кроны деревьев, которые будут соответствовать условиям безопасности». И далее: «Реализация проекта берегоукрепления предполагает выкорчевку деревьев, растущих на берегу, где предполагается разместить бетонные [!] плиты», – отчитался глава города. Зачем в маленьком провинциальном городе обкладывать бетонными плитами тихий, почти деревенский берег реки, чиновники не сообщили. Скорее всего, с точки зрения градоначальника, это просто красиво. Ну а у знаменитой башни есть будущее: «Администрация Старорусского муниципального района участвует во Всероссийском конкурсе в сфере создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях».

***

Тем временем в Великом Новгороде задумываются, где в октябре проводить урбанистический хакатон (форум). Специалисты будут работать над проектами общественных пространств, обсуждать благоустройство территорий. Старая Русса рассматривается как вероятная площадка.

Сесть на скамейки теперь можно с разбегу, получается не у всех // Фото: Андрей Циликов