Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

В Сирии, Петербурге и... Америке. Год со дня теракта в метро

2 апреля 2018 18:22 / Общество

Что происходит с расследованием, сохранением памяти о погибших и при чем тут Соединенные Штаты.

3 апреля 2017 года взрыв в вагоне поезда на перегоне «Сенная площадь» – «Технологический институт» унес жизни 16 человек, включая предполагаемого террориста-смертника Акбаржона Джалилова. Спустя год расследование теракта продолжается в закрытом режиме. Имеющейся информации достаточно, чтобы не только выстроить цепочку событий, но и увидеть причинно-следственную связь между заявленной борьбой с терроризмом «на дальних рубежах» и гибелью людей в городе на Неве.

Расследование

По подсчетам «Новой», на начало апреля 2018 года под арестом оказался 21 человек – это выходцы из Киргизии и Таджикистана. Еще как минимум один подозреваемый находится в розыске, остальные в СИЗО. Параллельно с терактом в Петербурге расследуется дело о вербовщиках ИГИЛ (организация запрещена в России). Здесь уже есть и первый осужденный: 33-летний Обид Абдыраимов признал свою вину и в декабре был приговорен к пяти годам колонии общего режима. Такой относительно небольшой срок достался пособнику террористов, поскольку, по мнению судьи, связь Абдыраимова с апрельским взрывом так и не была установлена.

В начале марта этого года ФСБ наконец назвала имя предполагаемого заказчика теракта в Петербурге – это 27-летний гражданин Киргизии, этнический узбек Сирожиддин Мухтаров по прозвищу Абу Салах (Салох). Он же, по информации спецслужб, является одним из лидеров запрещенной в РФ организации «Таухид валь-Джихад» («Армия единобожия и войны»). Еще в апреле прошлого года глава ФСБ Александр Бортников заявлял, что личность заказчика следствию известна, но разглашать ее не будут. Между тем имя Абу Салаха уже тогда фигурировало в СМИ: сообщалось, что c фигурантами дела о взрыве его связывает место рождения – Ошская область в Киргизии. Там же провел детство петербургский террорист-смертник Акбаржон Джалилов, его предполагаемые сообщники – братья Ибрагим и Мухаммадюсуп Ерматовы и другие братья – Аброр и Акрам Азимовы – возможные организаторы теракта.  

Сирожиддин Мухтаров, он же Абу Салах, с 2016 года находится в международном розыске по обвинению в организации взрывов в Бишкеке. Как следует из открытых источников, российским спецслужбам его имя хорошо известно с самого начала сирийской военной кампании, когда показания на Мухтарова дал осужденный Московским военным судом за участие боях в Сирии еще один уроженец Оша Исломжон Захидов. По его словам, в составе «Таухид валь-Джихад» как минимум несколько сотен этнических узбеков, выходцев из Киргизии.

Напомним: вопреки слухам ни одна из известных террористических организаций так и не взяла на себя ответственность за теракт в Петербурге. Что касается «Таухид валь-Джихад», то группировка проявила себя в том числе и в боях под Алеппо с участием российских войск. Известно, что в конце сентября 2015 года боевики организации присягнули на верность «Джебхат ан-Нусре» – одному из отделений международной организации «Аль-Каида». Кроме того, в своей агитационной работе «Таухид валь-Джихад» активно использует образ «террориста №1» Осамы Бен Ладена.

Выплаты

По документам в трагедии 3 апреля пострадали 103 человека. «Новая» уже рассказывала, что компенсаций из федерального и регионального бюджетов добились только 67 из них. Остальные не смогли доказать «достаточную степень утраты здоровья», так как панические атаки, ушибы или сожженные волосы в официальные нормативы не вписываются. На помощь пришел негосударственный фонд «Прерванный полет», силами которого для пострадавших удалось собрать 24 млн рублей (по данным на 30 марта 2018 г.).

По словам заместителя начальника петербургского метрополитена Игоря Выборнова, руководство подземки выплатило пострадавшим во время теракта более 57 миллионов рублей. Точная сумма фигурирует в аудиторском отчете о финансовой деятельности ГУП –  57 млн 826 тыс. рублей.

Юрист Александра Шнайдрук, по инициативе которой в соцсетях объединились желающие помочь жертвам теракта, отказалась комментировать ситуацию с выплатами, «разрешенную еще полгода назад». Однако накопленный в общении с чиновниками и благотворителями опыт будет использоваться и дальше – как стало известно, сейчас активисты занимаются регистрацией объединения в защиту жертв терроризма.

Петербург в день теракта // Фото: Антон Ваганов / REUTERS

Безопасность

Петербуржцы уже привыкли к частой проверке личных вещей под звон металлоискателей на входе в вестибюль (напомним: до событий 3 апреля рамки были установлены, но не работали). Минувшей осенью метрополитен отчитался о создании нового подразделения – Службы транспортной безопасности (СТБ). Глава петербургской подземки Владимир Гарюгин дал интервью изданию «Город+», в котором рассказал о строгом конкурсном отборе в новообразованный отряд: «Сегодня на каждой станции метро одновременно находятся не менее трех досмотровиков, которые прошли специальное обучение профайлингу и могут выделить из толпы тех, кто ведет себя неадекватно».

Гарюгин привел статистику, согласно которой за прошедший со взрыва год было досмотрено 27 миллионов человек и выявлено около 150 тысяч подозрительных предметов. Судя по количеству сообщений в официальном Telegram-канале петербургского метрополитена, экстренное закрытие станций происходит практически ежедневно – по 15–20 инцидентов в месяц. Чаще всего проверки проходят на «Невском проспекте» и «Площади Восстания». Рекордное количество уведомлений о закрытии 14 станций было опубликовано 28 декабря, в день взрыва в гипермаркете «Перекресткок»

Досмотр пассажиров // Фото: dp.ru

Память

Спустя год в Петербурге так и не появилось ни памятной доски, ни какого-либо другого мемориала в память о жертвах теракта. Идея исходила от родственников погибших, ее поддержали городские власти, но дальше дело не двинулось. По словам представителей фонда «Прерванный полет», который был готов профинансировать установку, для начала согласования с чиновниками требовалось получить официальное заявление от родственников, но его так никто и не подал. Кроме того, между властями и активистами возникли разногласия по поводу места установки и смыслового наполнения будущего памятника: так, руководство метрополитена и Комитет по социальной политике Смольного настаивают на том, что размещение таблички прямо на платформе станции «Технологический институт» будет вызывать страх у пассажиров.

Вместо этого накануне годовщины теракта в руководстве подземки рассказали о выпуске специальной «Книги памяти», в которой собраны истории и воспоминания о жизни людей, ставших жертвами теракта. Работа над изданием велась несколько месяцев, туда также вошли записки и послания, которые оставляли петербуржцы на станции «Технологический институт» в первые дни после трагедии. Книгу пообещали выложить в открытый доступ.


К сорока дням «Новая газета в Петербурге» выпустила проект «Незаменимые» – виртуальный музей памяти погибших 3 апреля 2017 года в Петербурге.


Памятные мероприятия, согласованные городскими властями, пройдут 3 апреля у наземного вестибюля Техноложки и в БКЗ «Октябрьский» – на концерт приглашены родственники пострадавших и погибших, а также сотрудники МЧС и МВД. А вот к возможным стихийным собраниям и народным акциям чиновники относятся настороженно: 30 марта, выступая на пресс-конференции, посвященной годовщине теракта, глава Комитета по социальной политике Смольного Александр Ржаненков предостерег петербуржцев от всякого рода проявлений и призвал избегать большого скопления людей. «Мы видим, какие особенности у нас сегодня политические, как к государству относятся ряд других европейских стран и Соединенные Штаты Америки...» – объявил чиновник, но внятно доформулировать свою мысль не смог. «В таких случаях бывают желания всякие экстремистские...» – заключил он.