Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Вы нас неправильно поняли

2 февраля 2018 10:18 / Общество

Семья Елены Милько продала квартиру в Петербурге, чтобы купить секцию в таунхаусе в коттеджном поселке Вартемяги Парк. Компания-застройщик обещала покупателям возможность оформления прописки. Однако, когда сделки уже были завершены, оказалось, что прописаться невозможно.

Под народным термином «прописка» понимается постоянная регистрация по месту жительства (в отличие от временной регистрации). Несмотря на то что юридически этого понятия уже нет, оно повсеместно используется. И в рекламе поселка Вартемяги Парк фигурировала именно прописка.

Елена скоро год как нигде не зарегистрирована, и из-за этого столкнулась с немалыми трудностями. Водительские права ей не продлить. Ни она, ни ее муж не смогут выехать за рубеж: визу им не оформят. Возникли вопросы при оформлении дебетовой карты (в одном банке отказали), а кредитную попросили закрыть в ближайшее время. Супруги Милько даже не могут участвовать в региональных и муниципальных выборах.

У семей с детьми проблем еще больше. Чтобы отправить детей в школу, нужна местная регистрация, хотя бы временная. Но со свидетельством о собственности, которое им выдал застройщик, это исключено. Ибо там значится – «жилое помещение без права регистрации в нем». Притом что в рекламе коттеджного поселка – и на наружных баннерах, и в официальной группе поселка ВКонтакте – реклама возможности прописки сохранялась вплоть до ноября прошлого года (имеются фото и скриншот). Хотя, судя по ответам фирмы-застройщика, о проблемах с регистрацией руководство знало еще в июле.


С некоторых пор у граждан появилась возможность прописываться в дачных поселках. В 2008 году Конституционный суд признал противоречащим Конституции существовавший запрет на регистрацию граждан в строениях на садовых участках, которые относятся к землям населенных пунктов.


Если верить генплану Агалатовского муниципального образования на сайте администрации, территория ДНП Вартемяги Парк входит в границы населенного пункта. С этой точки зрения ничего принципиально невозможного реклама не обещала. И Елена поверила на слово. В доказательство того, что прописка не проблема, Елене продемонстрировали паспорта других покупателей недвижимости в поселке. Прописка по месту жительства там была. Правда, оформлена она была до 2017 года.

В марте 2017-го Елена и ее муж продали свою квартиру, выписавшись «в никуда», и купили секцию в таунхаусе. «Мы заплатили за регистрацию прав собственности начальнику отдела продаж Гавриловой Елене Анатольевне, – говорит Елена. – Но делалась она вместо обещанных двух недель четыре месяца, а документы отдали только в июле».

Как выяснилось, эта задержка имела существенные последствия. Выданное свидетельство о собственности оказалось без права регистрации. На вопрос, почему нельзя зарегистрироваться, консультант на сайте компании в конце прошлого года ответил: «Потому что в июле месяце во Всеволожском районе был принят закон о приравнивании земель ДНП к СНТ. Вопрос решится в первом квартале 2018 года. Работаем над этим». К тому времени Елену и других соседей удалили из официальной группы поселка ВКонтакте (как она считает, за неудобные вопросы), и она создала собственную группу – протестную. «Мне стали писать люди, которые присматривали здесь жилье. Оказалось, что им до сих пор (декабрь) говорят, что в поселке можно прописаться. А мне за все это время ответ от отдела продаж был только один – можем вернуть вам деньги за секцию, если не нравится». По понятным причинам вернуть товар и забрать деньги очень проблематично: городская квартира давно продана, купить аналогичную за те же деньги вряд ли возможно.

Что же такого поменялось в законодательстве Всеволожского района, что сделало невозможным регистрацию супругов Милько? Ведь постановление Конституционного суда имеет несоизмеримо более высокий ранг, чем решение муниципальных депутатов. Если КС решил, что прописываться в жилых домах на садоводческих участках в черте населенных пунктов не запрещено, то это не запрещено вне зависимости от формы объединения домовладельцев. Правда, СНТ (садоводческое некоммерческое товарищество) может находиться только на землях сельхозназначения, тогда как ДНП (дачное некоммерческое партнерство) может быть и на землях населенных пунктов. Но поселка Вартемяги Парк таинственное «приравнивание» не касается. Его ДНП находится в границах поселения, и превратиться в СНТ оно никак не может.

Ничего не обещали

На запрос «Новой» компания-застройщик «БизнесСтройГрупп» сообщила, что слово «прописка» в рекламе поселка понималась не как гарантия таковой, а лишь как помощь в подготовке документов. «Надеюсь, Вы, как здравомыслящий человек, понимаете, что наша компания не может влиять на принимаемые правила учета граждан на территории сельского поселения, – объяснила «Новой» начальник отдела продаж Елена Гаврилова. – Нам очень жаль, что г-жа Милько выдает желаемое за действительное, но наши сотрудники никогда не могли бы гарантировать г-же Милько возможность произвести регистрацию ее по месту жительства в силу того, что, по нашему глубокому убеждению, ни одна коммерческая организация в Российской Федерации не может гарантировать выполнение своих обязанностей органами государственной власти».

«Я не требую, чтобы меня прописали, я хочу, чтобы мне выдали свидетельство о собственности с возможностью прописки», – уточняет Елена Милько.

Более того, из ответа застройщика выяснилось, что прописываться в подобных поселках людям удается лишь через суд: «Местные органы власти и миграционные органы пошли следующим путем исполнения решения Конституционного суда. 1) Первичный отказ в регистрации, выдаваемый УФМС или местной администрацией, порождающий необходимость обращения в суд. 2) Далее – судебное признание права на регистрацию в конкретном объекте персонально для лица, получившего судебное решение. 3) Регистрация по месту жительства в соответствующих органах на основании судебного решения».

Фото: vk.com

Но тогда почему же в рекламе значилась «прописка», а не «помощь в оформлении документов для прописки» или «помощь в подготовке судебного иска для получения прописки»? «Потому что в этом случае желающих купить было бы намного меньше», – справедливо считает Елена Милько. У Елены Гавриловой другое мнение. Она полагает, что здравомыслящие покупатели не должны понимать рекламный текст буквально: «Страницы всех предложений в поселке имеют следующую ссылку: «Обращаем Ваше внимание на то, что данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях информационные материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ». К сожалению, мы никогда не сохраняли принтскринов с нашего сайта в этой части, поэтому не можем их Вам предоставить, но уверяем Вас, что при разработке всех наших информационных ресурсов с момента их запуска и до сегодняшнего дня эта фраза всегда на них присутствовала и ни разу не менялась».

Но на фото баннера никаких приписок нет. «В официальной группе поселка (из которой меня исключили) тоже ничего не было», – утверждает Милько.

Ирина Третьякова, которая прошлым летом присматривала себе жилье в Вартемяги Парк, сообщила «Новой», что ее тоже уверяли в беспроблемном получении прописки: «Нам сказали, что в поселке все прописаны, что дети ходят в местную школу». Сергей Раджабов, купивший недвижимость в поселке в мае 2017-го, также слышал от продавцов уверения, что прописка будет. И оговорок про судебный порядок регистрации, разумеется, не делал никто.

Однако, продолжая читать ответ начальника отдела продаж, «Новая» обнаружила такую информацию: «В настоящее время, исходя из существующего статуса продаваемых нами земельных участков, регистрация в построенных объектах невозможна (…) В случае, если изменения в Генеральный план сельского поселения, рассматриваемые с 2015–2016 года, будут внесены (…) то вопрос со статусом земельных участков найдет свое разрешение таким образом, чтобы регистрация граждан на таких землях была возможна».

«Но если они знают, что регистрация невозможна, то почему обещают, что вопрос будет решен в первом квартале 2018 года?» – вновь задает риторический вопрос Елена. Впрочем, сейчас она уже озабочена не тем, кто виноват, а что ей делать дальше. Пытаться ли получить прописку через суд и потратить на адвоката не менее 50 тысяч или продать неудачное жилье и вернуться в Питер? Пока что она ждет ответов на обращения в местную администрацию и прокуратуру (последняя, правда, не отвечает с августа).


Скорее всего, проблемы с пропиской в Вартемягах связаны не со статусом участка (вопреки ответам руководства), а со статусом строения.


До 2017 года покупатели платили за регистрацию права собственности той же Елене Гавриловой, но получали «правильные» свидетельства с правом прописки. Почему в 2017 году статус тех же самых домов вдруг понизился?

Даже если юридически застройщик ни в чем не виноват, остается вопрос с правомерностью рекламы. Согласно федеральному закону «О рекламе» «не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы».

Всего лишь одно слово – «прописка» – дало Вартемяги Парк конкурентное преимущество. «Другие поселки не обещали прописку, и цены там были в два раза ниже. Мы туда даже смотреть не поехали», – сетует Елена.