Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Богатые тоже плачут

5 июня 2017 09:36 / Общество

В элитной резервации разгорелась нешуточная борьба за выход к берегу Мельничного ручья.

Улицы и береговую полосу в элитном микрорайоне Румболово поделили между собой деятели шоу- и просто бизнеса. В частную собственность под ИЖС оформлено даже русло Мельничного ручья. Обиженным зампредседателя правительства области Олег Коваль доверительно сказал: «Понимаешь, ты против не тех пошел».

Под «не теми» чиновник имел в виду даже не вип-жильцов вроде звезды программы «Голос» Методие Бужора, а владельца компании-застройщика «Пулэкспресс» областного депутата от «Единой России» Владимира Петрова. Известен он тем, что усаживал в ЗакСе картонную фигуру самого себя, предлагал создать министерство магии и откармливал свинку на 1 МРОТ. Согласно официальной биографии, он возглавлял «Пулэкспресс» до 2009 года – когда был избран в областной парламент, но, по неофициальным данным, Владимир Станиславович контролирует компанию по сей день. В любом случае приватизация участка вместе с руслом и береговой полосой Мельничного ручья произошла во время его руководства, в 2008 году. А приватизация берегов запрещена Земельным кодексом в 2006-м.


Почему Росреестр поставил на учет и оформил в собственность участок со столь явным нарушением, спрашивать бессмысленно. Равно как почему всеволожская администрация не оспорила такую приватизацию в суде.


На счету у «Пулэкспресса» километры захваченных берегов (поселки Солнечный Берег и Зеркальный у Красногвардейского озера, Три Берега в Гладышевском заказнике и перевод лесного фонда под поселок Охтинский Парк), и небольшой Мельничный ручей на их фоне меркнет.

Городские власти поступили почти принципиально. Закрыв глаза на то, что ручей стал частным, они в постановлении о планировке земельного участка (№ 372 от 2009 г.) указали, что застраивать его, тем не менее, нельзя. Внутри поселка выделили три муниципальные улицы – Матвеевская, Барона Корфа и Румболовский бульвар. Так как Румболово обычный городской микрорайон Всеволожска в статусе ИЖС, его улицы должны быть открыты для всех. Берег ручья тем более: это уже ст. 6 Водного кодекса. Что Всеволожский городской суд и подтвердил в 2015 году.

Однако ни до, ни после решения суда «Свой дом» (дочерняя компания «Пулэкспресса») эти нормы не выполнил. А постановление администрации № 372 оказалось первой и последней адекватной реакцией чиновников. Вскоре после распродажи участков часть клиентов, которые купили наделы у ручья, пожелали получить берег в частное владение. Подобное расслоение внутри элитных поселков не редкость. Граждане покупают участки в закрытых резервациях, а потом выясняют: чтобы иметь доступ к уже огороженным природным ресурсам, надо платить. Например, взносы в управляющую компанию поселка. Или выложить отдельные деньги за отгораживание берега, теперь уже от своих.

Улицы застройщик передал в собственность кооператива «Коттеджный поселок Румболово», причем в статусе ИЖС. Получается, что на них можно вести индивидуальное жилищное строительство, хотя они являются единственными подъездами к другим домам. На въездах установили шлагбаумы, через которых не пропускали не только посторонних, но даже гостей тех, кто отказался вступать и платить в жилищный кооператив. Ну а береговую полосу Мельничного ручья гендиректор «Пулэкспресса» Андрей Бочков оформил в собственность на свое имя, хотя там была обещана зона отдыха. По-видимому, Бочков опасался, что, разреши он выкупить берег кому хочешь, ручей исчезнет за заборами и количество недовольных в резервации опасно возрастет. Поэтому он формально забрал берег себе, а троим наиболее статусным покупателям – звезде шоу «Голос» Методие Бужору, совладельцу аэротрубы Fly Station в Кузьмолово Руслану Романенко и его партнеру – позволил спустить заборы по урез воды. Знаменитый певец, уроженец Молдовы, теоретически мог не знать российских законов (хотя живет в России с 2000 года). А вот его соседи и тем более Андрей Бочков о Водном кодексе прекрасно осведомлены.

Поняв, что их обманули, в поселке активизировались внутренние оппозиционеры. Борьба оказалась делом непростым. Глава городской администрации Всеволожска Сергей Гармаш им ответил, что в пределах прибрежно-защитной полосы строить коттеджи можно. Хотя речь шла о захвате береговой полосы, что совсем не одно и то же.


Действительно ли Гармаш столь некомпетентен или прикидывается – неизвестно.


Столь же безрезультатными были обращения во Всеволожскую прокуратуру и УМВД. Комитет по госконтролю природопользования ЛО в настоящий момент проводит проверку и уже признал факт захвата берега, но действенных мер пока не принял. Не помог вернуть территории общего пользования даже выигранный судебный процесс. Решение суда попросту не выполняется.

Апофеозом бесплодной борьбы стала аудиенция у зампредседателя правительства Ленинградской области Олега Коваля, которой удостоился один из «оппозиционеров» поселка Виталий Куваев. «Мне дружески было сказано следующее: «Бочков – это человек Петрова, и я его хорошо знаю. Понимаешь, ты не против тех пошел. Если бы мы с тобой боролись – я бы позвонил, тебя бы и от газа отключили, и без электричества бы сидел».

Удастся ли вернуть огороженные территории – пока неизвестно. Одно можно сказать наверняка: даже небедным гражданам не стоит вкладываться в проекты с очевидными нарушениями. Если покупатель по документам видит, что застройщик нарушает законы, например оформил в собственность берег, то нет гарантии, что следующим шагом не будут нарушены права его самого.