Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Нас любят больше, чем мы думаем

16 мая 2017 23:34 / Общество

Несмотря на конфликт России с Украиной и непривлекательный уровень свобод, население Восточной и Центральной Европы и сегодня видит в нашей стране необходимый противовес Западу.

Исследовательский центр Pew* (Pew Research Center, Washington, D.C.) представил в России результаты своего большого исследования «Религия и национальная принадлежность в Центральной и Восточной Европе». Организация задала 25 тысячам жителей из 18 стран региона более десятка вопросов. Чтобы определить влияние религии на взгляды людей по разным вопросам, Pew разбил государства на несколько групп в зависимости от доминирующих там религий (православие, католицизм, страны со смешанным религиозным составом). «Новая» изучила, какой видят роль России центральные и восточные европейцы, и обнаружила неожиданные результаты.

Хотя российские политики и телевизионные пропагандисты внушают нам, что Запад только и мечтает ослабить Россию, на деле это не совсем так. Оказалось, что большинство населения стран Восточной и Центральной Европы (52%) считают, что «сильная Россия необходима как противовес влиянию Запада». Причем в православных странах (таких как Армения, Сербия, Греция, Белоруссия и др.) на этой позиции стоят 66% опрошенных. В самой России противовесом Запада желают быть знакомые по нашим внутренним опросам 85% населения. Сильно выделяется на фоне других (не только православных) стран Украина. В государстве, которое потеряло Крым и претерпевает гражданскую войну, сильная Россия необходима только 22% граждан. Как ни странно, среди населения католических (Хорватия, Венгрия, Литва, Польша), смешанных (Босния, Латвия, Эстония) и нерелигиозных (Чехия) стран Россия как сильный антипод Запада нужна 42% жителей. Так, например, ответили 50% хорватов, 55% боснийцев, 44% венгров и 49% чехов. «Желание видеть Россию сильной частично может быть обусловлено ценностным разрывом с Западом», – пишут исследователи Pew Research Center. Они добавляют, что этот конфликт особенно характерен для православных стран в регионе.

Еще удивительнее оказались результаты другого опроса. Центральных и восточных европейцев спросили, обязана ли Россия защищать этнических русских и православных людей за своими границами. Учитывая крымскую авантюру и подозрения об участии российских военных в войне на Донбассе, показатели впечатляют. Две трети (64%) населения православных стран согласны, что Россия обязана защищать православных даже за границами России. Еще больше из них (73%) имеют такую позицию в вопросе об этнических русских. Причем в Сербии и Армении так считает даже больше граждан, чем в самой России. Здесь в этом уверены 72 и 77% соответственно.


Статистику значительно «подпортила» Украина, в которой с российской ролью международного защитника согласны только 38% населения по каждому из вопросов.


Такие надежды на Россию удивили доцента факультета антропологии Европейского университета Сергея Штыркова, который специализируется на антропологии религии. По его словам, это исследование интересно тем, что его авторы впервые задали вопросы о доверии к России в контексте религиозных замеров. Объясняя полученные исследователями цифры, он говорит: «Еще во времена позднего социализма в советских странах и странах соцлагеря сформировалась убежденность, что религия и культура неразрывным образом связаны. Для них это большая ценность, которая может быть отчуждена, утрачена. Она требует трепетного и специального отношения общества и в первую очередь государства». По словам Штыркова, степень надежд на большую православную страну достаточно велика. «Нас пугает глобализация – давайте найдем противостоятеля».

Научный руководитель Центра исследований модернизации Европейского университета Дмитрий Травин считает, что вопрос «Обязана ли Россия защищать этнических русских/православных за своей границей?» некорректен. «Если нет уточнения (в какой форме Россия будет защищать русских.С. С.), то каждый респондент мог вообразить себе какой-то свой аспект постановки вопроса. Кто-то, отвечая на такой вопрос, думает: «Мы же европейцы, значит, защищать – это в Организации объединенных наций ставить вопрос о том, чтобы не обижали». А кто-то другой решит, что это значит присоединить обижаемый регион».

Дмитрий Травин // Фото: south-insight.com

При этом для большинства бывших советских республик – Эстонии, Грузии, Латвии, Литвы и Украины – Россия видится угрозой. Нас не боятся лишь в Армении (58%), Белоруссии (60%) и Молдавии (51%).

В то же время результаты исследования показывают растерянность европейцев в случае, если произойдет серьезный конфликт с Россией. Жителей центрально- и восточноевропейских стран – участниц НАТО спросили, станет ли Североатлантический альянс задействовать в такой ситуации военную мощь. Разброс во мнениях получился огромный, и лишь в Румынии (56%) и Эстонии (59%) большинство граждан считают, что НАТО применит вооруженные силы для защиты их стран.

Политолог Валерий Соловей считает, что у граждан этих стран есть все основания сомневаться в собственной защищенности. «Весной-летом 2014 года НАТО была довольно вялой, если не сказать беззубой, бюрократически расслабившейся организацией, которая не верила, что в Европе возможны военные конфликты. Ее военные мощности были атрофированы, отсутствовала физическая возможность для ответа». По словам политолога, уже после событий на Украине НАТО «нарастило свои военные мышцы и демонстрирует готовность их использовать».

Валерий Соловей // Фото: rusmonitor.com

Немного иначе объясняет этот скепсис Дмитрий Травин: «Россия – страна с ядерным оружием. Многие думают, что защитить Эстонию от России – значит с некоторой степенью вероятности начать ядерную войну. Они не понимают, зачем американцам или даже европейцам так рисковать из-за какой-то Эстонии».


Отношение опрошенных к церкви тоже парадоксально. Даже там, где Россия не внушает большого политического доверия, бόльшим авторитетом пользуется Патриарх Московский, нежели Константинопольский.


По данным Pew Research Center, православные образуют значительное меньшинство в Эстонии (25%) и Латвии (31%). Именно там большинство православных признают Патриарха Московского «главой всех православных». Так считают 57% латвийских православных и 65% эстонских. «В диптихе (списке) православных церквей РПЦ занимает пятое место после древних церквей, – говорит религиовед Марианна Шахнович, – но это самая мощная и самая богатая церковь. Благодаря связям с российским государством она выступает мощным политическим актором. С одной стороны, ее использует государство, с другой – она тоже его прекрасно использует. Вот такая симфония».

По словам антрополога Сергея Штыркова, оценить реальное значение московского патриарха в Центральной и Восточной Европе невозможно. «Есть некоторые страны, в которых Московский патриархат физически хорошо представлен – в Эстонии и Латвии, – говорит он. – Местным политикам приходится ориентироваться на позицию, которую занимает эта структура. В других странах – Чехии, Польше, например, – замерить влияние трудно».


Что еще мы узнали о россиянах?

«Гомосексуальность морально недопустима» – считают 85% россиян (но и 71% жителей стран Центральной и Восточной Европы считают так же).

«Демократия – лучшая система управления» – 31%.

«В некоторых обстоятельствах управление недемократическими методами может быть лучше» – 41% (больше только в Молдавии – 44%).

«Наши люди не идеальны, но наша культура превосходит все остальные» – 69%.

«Жена всегда должна подчиняться мужу» – 36%.

Относят себя к православным – 71%.

Молятся ежедневно – 17%.

Посещают церковь каждую неделю – 6%.


*Pew Research Center – это независимый экспертно-аналитический центр, который исследует социальные установки и тенденции, определяющие динамику развития США и всего мира. Является дочерним предприятием Благотворительных фондов Пью (The Pew Charitable Trusts), от которого поступает основное финансирование. Штаб-квартира находится в Вашингтоне.