Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Разрушители легенд

21 ноября 2016 09:19 / Общество

ОАО «Большой Гостиный Двор» готово развенчать миф об экономической нецелесообразности сохранения памятников

Совет по сохранению культурного наследия единогласно одобрил проект первой очереди работ по приспособлению для современного использования и реставрации памятника федерального значения «Большой Гостиный Двор» (они затронут внутреннее кольцо Перинной линии).

Поэтапный план

Выполненная «Студией-44» Никиты Явейна общая концепция, охватывающая весь охраняемый торговый комплекс, выносилась на Совет еще в декабре 2014 года.

Уже тогда гендиректор БГД Елена Коршунова обозначила приоритетное направление: развитие общественной функции. Корпус В по Невской линии приспособили под Академию музыки Елены Образцовой, открыли выставочное пространство «Гостинка-АРТ» и Музей истории купечества, а следом почти гектар внутренней территории отойдет под устройство городского сада с прудом и гастрономическим огородом, мини-гольфом, концертным и спортивным комплексами, а вдоль Перинной линии проляжет обжорный ряд – цепочка кафе и ресторанов.


От существующей с советских времен анфиладной системы внешнего контура совет директоров решил отказаться – в пользу возвращения к исторической секционной системе, когда каждая лавочка имела свой вход.


Чердачные пространства должны быть преобразованы в офисные помещения, постройки советской поры, а также возникшие при реконструкции 1950–60-х лестницы и межкорпусные соединительные блоки – демонтированы; паркинг на 700 авто уйдет под землю – одноуровневый поместят под внутренней улицей между наружными и внутренними корпусами, четырехуровневый – под застройкой внутреннего кольца вдоль Садовой улицы. Последнее обстоятельство изначально вызвало опасения специалистов. Так, на Совете-2014 завкафедрой геотехники СПбГАСУ Рашид Мангушев указал, что значительная часть зданий Гостиного Двора устроена на деревянных лежнях, и без того плачевное их состояние может усугубиться при подземных работах вследствие изменения уровня грунтовых вод.

Теперь, как заверяют в руководстве БГД, от многоэтажного подземного паркинга решили отказаться, удовлетворившись одним уровнем: приняли во внимание и сложность грунтов, и пролегающий под историческими зданиями комплекс транзитных сетей, и необходимость максимально обезопасить памятник архитектуры.


По оценкам разработчиков, воплощение всего комплекса преобразований может растянуться почти на четверть века.


Руководство БГД приняло решение реализовывать проект поэтапно, не прекращая работы универмага. Проектные предложения по первому этапу и были вынесены на суд нынешнего, ноябрьского заседания Совета по сохранению наследия.

Первая серия

Как рассказал Никита Явейн, весь первый этаж внутреннего контура Перинной линии, где сохранились замечательные своды XVIII–XIX веков, отведут под заведения общественного питания – кафе, кондитерские, рестораны. Выше разместят выставочные залы, многофункциональный зал на 450 мест для проведения концертов, банкетов, показов мод и прочая, офисы, медицинские и косметические центры, еще выше – гостиничные номера. Торговые же площади прирастут лишь на 15%.

Для реализации этих замыслов намерены демонтировать все поздние пристройки (в частности, два перехода между наружным и внутренним кольцом Перинной линии – на уровне второго этажа) и воссоздать ранее утраченный корпус на месте секций № 119–127, а также существовавшие прежде арочные сквозные проходы к внутреннему двору. Исторические кирпичные своды обещается «максимально сохранить», как и старинные лестницы, чугунные колонны, балки. Попутно проведут работы по гидроизоляции подвала, укреплению перекрытий, созданию под землей паркинга и погрузочно-разгрузочной зоны. Затем предполагается перейти к обустройству зеленой рекреационной зоны во внутреннем пространстве, а после этого обратиться к внешнему кольцу универмага.

По оценкам господина Явейна, преображение внутреннего кольца Перинной линии может занять около трех лет. На вопрос о том, во что обойдется реализация этих замыслов и имеются ли на то достаточные средства, архитектор точного ответа дать не мог – прикинул лишь, что больше полутора миллиардов рублей, но всяко меньше трех миллиардов. Председательствующий Игорь Албин признался, что и он давно задает главе КГИОП Сергею Макарову вопрос, кто будет оплачивать реконструкцию такого значимого городского объекта. «Но в любом случае у Гостиного Двора есть крепкий хозяин, а экономика – не предмет обсуждения Совета», – закрыл тему вице-губернатор.

Могло быть хуже

Комплекс зданий БГД, напомним, находится в собственности города. По охранному статусу это памятник федерального значения. Официальный договор аренды с ОАО «Большой Гостиный Двор» заключен на срок до 2049 года. Согласно данным СПАРК, крупнейшими его акционерами являются связываемые с Константином Мирилашвили ООО «Виктория СПб» и ООО «Сигма» (совокупно 32,5%), ЗАО «Капитал» (25%), относимое к руководству КАБ «Викинг» Алексея Устаева, и компания FortGroup (10%).

Несмотря на скромную долю участия, последняя весьма агрессивно пытается диктовать свое видение необходимых для развития универмага преобразований, критикуя нынешний менеджмент БГД и инициируя с два десятка судебных тяжб. FortGroup лоббирует реализацию принципиально иной концепции, выполненной по его заказу мастерской Евгения Герасимова – заклятого коллеги Никиты Явейна, с которым тот не раз состязался за право получения крупных заказов.

Предлагаемая Герасимовым реконструкция БГД отличается куда большей агрессивностью к исторической ткани (в частности, все дворовое пространство накрывается стеклянным куполом, торговые площади прирастают почти вдвое). А по образному выражению господина Явейна, прозвучавшему в одном из интервью, реализация проекта Герасимова – если под него не изменить действующее федеральное законодательство – «потянет лет на 50 тюрьмы».

Тем не менее именно лоббируемый FortGroup проект нынешней весной был представлен на международном инвестиционном форуме (MIPIM) в Каннах на официальном стенде Петербурга – к удивлению и возмущению прочих акционеров, имеющих в разы большую долю в ОАО «Большой Гостиный Двор».


Впрочем, наличие такой альтернативной страшилки, как герасимовский проект, могло как раз сыграть на руку Никите Явейну – члены Совета по сохранению наследия сочли за благо поддержать менее радикальные предложения «Студии-44».


Хотя ректор Академии художеств Семен Михайловский и попенял на невнятность решения внутренних дворов – «то ли улица, то ли пьяцца, то ли кладбище», – но в остальном отзывы были почти восторженными.

Выбор цивилизованного заказчика

Скрестив пальцы и поплевав через левое плечо, можно сказать, что Гостиному Двору повезло. Его счастье, что инвестор сделал цивилизованный выбор – а мог бы, как говорится, и шашкой полоснуть. Затянув известную скорбную песнь о том, что максимально сохранять подлинное нет никакого экономического резона, а для оправдания затрат необходимо тут демонтировать, а тут надстроить. Архитекторы наши народ большей частью покладистый и очень чуткий к пожеланиям заказчика. Тот же Никита Явейн известен и куда более губительными для наследия подходцами: без слез не взглянешь на то, что стало с Михайловской дачей после реализации его проекта для Высшей школы менеджмента, или на «сундук», уготованный для участка на углу Каменноостровского и Карповки. Так что и прозвучавшие на заседании Совета благодарности большей частью адресовались тому, кто заказал столь умиротворяющую музыку.

Завершая обсуждение, депутат Алексей Ковалев заявил, что представленный вариант приспособления и реставрации «должен послужить образцом того, как рачительные хозяева должны обращаться с памятником». По мнению парламентария, выбранное арендатором проектное решение – «аргумент против досужих рассуждений о том, что сохранение наследия не окупает вложений», а «Гостиный Двор будет вечным укором для тех, кто под видом целесообразности уничтожает объекты культурного наследия».


Алексей Ковалев призвал распространить подход ОАО «Большой Гостиный Двор» и на другие исторические торговые комплексы Петербурга – Апраксин Двор и Никольские ряды.


Последний памятник, напомнил эксперт, «уже весь выпотрошили, осталась одна оболочка». И адресовал председательствующему эмоциональный призыв: «Да отберите его у них уже, наконец!» Вице-губернатор Албин предпочел на этот счет пока отмолчаться. Сочтя, должно быть, достаточным упомянутых им в начале заседания таких положительных примеров взаимодействия властей и ревнителей наследия, как возвращение в городскую казну Конюшенного ведомства и блокадной подстанции на Фонтанке.