Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

После выборов все по плечу

3 ноября 2016 14:44 / Политика

«Как извлечь деньги из налогоплательщиков, не трогая избирателей?» – вопрошал с трибуны спикер ЗакСа Вячеслав Макаров. Судя по принятому в первом чтении бюджету Петербурга на 2017 год, депутатов этот вопрос вряд ли волновал.

Пикантностью заседания думы стала сенсация от губернатора Полтавченко: жетон для проезда в метро с 1 января 2017 года подорожает до 45 рублей, билет на наземный транспорт – до 40. Даже те из оппозиции, кто под диктофоны прессы ругал главный финансовый документ Петербурга, проголосовали «за». О «Единой России» нечего и говорить.

Без права на пересмотр

Представлять бюджет в Мариинском дворце губернатор Петербурга пришел, как всегда, лично. Презентацию документа он начал с вещей уже известных: проект опубликовали еще 17 октября, так что депутаты даже подготовили свои замечания: хотя таких было немного. Но к сюрпризу градоначальника никто не подготовился – на то он и сюрприз. После торжественного заявления, что «ни один регион не имеет права ставить свои интересы выше интересов страны», и менее торжественного перечисления цифр (доходы: 470,7 млрд руб., расходы – 535,0 млрд),


Полтавченко вдруг огорошил: «Безубыточность возможна только в условиях экономически обоснованных тарифов. А это 45 рублей за метро и 40 рублей за наземный транспорт. Этот тариф по плечу нашим жителям».


После такого пассажа заготовленное предложение Оксаны Дмитриевой заморозить цены на транспорт и вдвое сократить стоимость проездного билета для студентов звучало небылицей. Этот ход стоил бы бюджету 1,5 миллиарда, но за счет изменения структуры расходов (повышения доходов по имущественным и налоговым статьям и сокращения финансирования организаций, обслуживающих органы власти) можно выручить все 30 миллиардов рублей, посчитала Дмитриева.

На прошлой неделе Партия роста совещалась с представителями транспортных организаций и Комитета по транспорту, которые и сами о подобных тарифах не заикались: «Эти цифры взялись из воздуха! Мог обсуждаться только один вопрос: [повысить транспортные тарифы на] два рубля или заморозка», – недоумевает глава партии.

В то время как тариф взмыл на 30%, город к тому же выделил 12,084 млрд руб. субсидий на перевозку пассажиров и 3 млрд – на увеличение уставного фонда ГУП «Петербургский метрополитен». Отдельно припасли 2,5 млрд на новые вагоны. Между тем, как это ни странно, число пассажиров подземки заметно снижается: по результатам первого полугодия 2016 года их стало на 15 миллионов меньше по сравнению с тем же периодом 2014 года (360,3 млн против 375,3 млн чел.).

Источник в правительстве Петербурга в беседе с «Новой» объяснил взлет цен «сложной финансовой ситуацией в стране» и необходимостью сбалансировать бюджет. Финансово-экономический блок вице-губернатора Михаила Мокрецова якобы стоял стеной за это повышение. Но теперь, когда консолидированное решение принято, чиновники надеются на понимание депутатов и на то, что ЗакС не будет им ставить палки в колеса.

ЗСДец

«Все одобрим, что ни принесете», – яблочник Михаил Амосов с трибуны возмущался пассивностью депутатов и напоминал им, что они «свободные люди». Парламентское большинство от «Единой России» скучало: пока рассматривали бюджет, рядовые партийцы не сказали ни слова. Впрочем, как и члены ЛДПР. Тем не менее председатель ЗакСа Вячеслов Макаров (ЕР) всегда настаивает, что большинство у единороссов (36 из 50) в Думе еще ничего не значит. Вот и сейчас он призвал профильные комиссии прислушаться к парламентским меньшинствам.

Михаил Амосов, как и Алексей Ковалев (СР) и Оксана Дмитриева, раскритиковали новые транши АО «Западный скоростной диаметр». В будущем году концессионер получит из казны 4,6 млрд рублей. Оппозиционные депутаты предложили расторгнуть соглашение с компанией: якобы это частно-государственное партнерство себе дороже. «На один километр Западного скоростного диаметра тратится ровно в сто раз больше, чем на километр любой другой дороги. Следует просто убрать частного инвестора, – предложила Оксана Дмитриева. – Тогда мы сможем отменить плату за проезд по трассе, а город возьмет на себя оплату ее содержания. При этом мы сэкономим четыре миллиарда».

Правда, в таком случае расходы на него из инвестиционных превратятся в текущие и город может потерять предполагаемую прибыль примерно в 246 млрд руб. (до 2042 года). Кроме того, по словам единороссов, расторжение контракта грозит неустойкой в 70 млрд.


Первое чтение прошло как по маслу: 42 – за и 7 – против.


Поименного голосования побоялись, хотя все и так понятно. В финале спикер Макаров взял столь же высокую ноту, что и губернатор на старте: «Национальная безопасность и национальные интересы должны объединять нас из-за внешнеэкономического давления». Едва ли давка за еще не подорожавшими жетонами станет местом сосредоточения мыслей о нацбезопасности, но из ЗакСа фантазировать об этом, наверное, приятно.