Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Крепостной паркинг

7 июля 2016 23:29 / Общество

Заячий остров, откуда начинался Петербург, сегодня напоминает оживленный перекресток.

Под стенами Петропавловской крепости организовано несколько парковок, на Кронверкском мосту образуются пробки, а туристы снуют между автомобилями, которые умудряются заезжать даже в ворота, на территорию, где выложена брусчатка. Руководство музея объясняет это загруженностью улиц, которые не в их компетенции.

Попасть на территорию крепости по деревянному Кронверкскому мосту в погожий летний день непросто. Узкие тротуары по обе стороны моста не вмещают всех пешеходов, на проезжей части бампер к бамперу стоят автомобили и экскурсионные автобусы. Корреспондент «Новой» наблюдал, как из-за неудачного разворота автобус, который спускался с моста в сторону крепости, образовал огромную пробку – машины, направлявшиеся на выезд, складывали боковые зеркала и протискивались в нескольких сантиметрах от поребрика. Позади, на заасфальтированной дороге вдоль Кронверкского протока, сигналили нетерпеливые водители, посреди этой каши сновали туристы.

На костях

Асфальтирование территории Петропавловской крепости и открытие здесь парковок в конце нулевых сопровождалось скандалом. По архивным данным, после революции в крепости производились массовые расстрелы, в том числе и мирных граждан, так как здесь находилась ликвидационная тюрьма. С 1917 по 1920 год здесь могло быть расстреляно больше тысячи человек, и здесь же, на берегу, от крепостной стены до спуска к воде, они захоронены.

Но руководство музея, стараясь умножить число посетителей, укладывало асфальт вопреки протестам историков и археологов, которые доказывали, что в земле лежат останки жертв красного террора. Строительные ковши остановились только тогда, когда вытащили на свет черепа с пулевыми отверстиями. Впрочем, работы прекратились ненадолго: узкая асфальтовая дорожка, редко свободная от транспорта, теперь тянется вдоль Кронверкского пролива и заканчивается на парковке.

«Совершенно ясно, что эта трасса проходит по части некрополя расстрельного периода Гражданской войны», – уверен председатель петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников и культуры Александр Марголис.


До сих пор вопрос, есть ли под оживленной автодорогой останки жертв красного террора и сколько их там, остается открытым. В музее против раскопок ничего не имеют, но хотят, чтобы желающие продолжить поиски останков представили доказательства, что они там есть.


«Например, археолог Кильдюшевский не дал нам ни одного документа, который обосновывал бы дальнейшие работы», – сказала заместитель директора ГМИ Юлия Демиденко. В настоящее время по заказу музея проводится антропологическая экспертиза найденных ранее костей, но даже их будущее туманно: они хранятся в стенах крепости, а пока никто не думает, как их захоронить и увековечить память погибших.

На мосту

«Мы потеряем туристов, если будем заставлять их ходить ногами», – уверен заместитель директора музея по общим вопросам Сергей Кондратьев. Засилье автомобилей на территории подведомственной ему крепости он не считает критическим и вспоминает времена, когда туристические автобусы парковались к ним от Невского проспекта.

Что до Кронверкского моста, смотреть на который сегодня и жалко и немного страшно – его деревянные основания ежедневно подвергаются давлению в тысячи тонн, – то тут Кондратьев весьма категоричен: «Это федеральный объект, который не входит в нашу ответственность. Мы не можем ни расширить его, ни увеличить».

В августе 2015 года появилась информация, что «Мостотрест» признал Кронверкский мост аварийным, а некоторые его элементы сгнили на 80 процентов. В сентябре вице-губернатор Игорь Албин созвал совещание по судьбе моста, куда пригласил представителей четырех комитетов (транспортного, градостроительного, культурного и по охране памятников) и потребовал провести работы по ликвидации аварийности до 1 июня 2016 г. Чтобы, неровен час, не случилось ЧП.

По словам одного из участников этого совещания, председателя Комитета по культуре Константина Сухенко, был сделан частичный ремонт, чтобы мост мог работать. Для транспорта установили ограничения 7 тонн на ось. Теперь не все автобусы могут там проехать, только двуосные, запрещен проезд тяжелого грузового транспорта.

Кстати, на совещании присутствовал и замдиректора ГМИ Сергей Кондратьев. В разговоре с «Новой» он ни словом об этом не обмолвился, настаивая на том, что возможность добираться до крепости на автотранспорте – безусловное благо для горожан и туристов.


Стоит отметить, что экскурсионные автобусы обычно весят 13,5–19 тонн. При этом на Кронверкской переправе могут стоять по два автобуса и по несколько автомобилей, так что перспективы у памятника федерального значения не радужные.


Игорь Албин, в свою очередь, считает, что ситуация сегодня не столь драматична. «Мостотрест» с октября по январь провел ремонт моста без полного закрытия движения. Заменили деревянные опоры, поменяли верхний слой настила, связи между балками и пролетами, восстановили примыкание асфальта к мосту. Ну и, естественно, обработали все антисептиком. На эти цели потрачено около 10 миллионов рублей. Эти первоочередные противоаварийные мероприятия позволяют сейчас эксплуатировать мост. «Дальше у нас есть программа проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ до 2018 года. Я буду стараться максимально ускорять процесс, потому что понимаю, какую нагрузку принимает Петропавловская крепость», – заверил вице-губернатор.

Въезд на территорию крепости легковых машин обходится автовладельцам в двести рублей, туристическим автобусам – в триста. Музей и город на этом неплохо зарабатывают. При этом целью посещения автомобилиста в кассе не интересуются. За 200 рублей можно оставить своего коня на целый день: с девяти утра до одиннадцати вечера. Вряд ли хоть одна стоянка в центре города может предложить такие условия. А если в ближайшее время на Кронверкском проспекте появится платная парковка (60 руб. в час), то «любителей музейного отдыха» среди петербургских автовладельцев ощутимо прибавится.