Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Второй крестовый поход на Исаакий

28 марта 2016 11:47 / Политика

Православные активисты рассчитывают отсудить Исаакиевский собор. Есть ли шансы?

В Петербурге вновь разгорается спор за храм, возведенный Монферраном: кому он должен принадлежать – государству или церкви? Ходоки от РПЦ, затеявшие тяжбу, намерены судиться с городскими властями. Губернатор пока молчит. Музей предпочел бы остаться в стороне и не вникать ни в какие дрязги, но православные активисты упорно втягивают его в конфликт.

28 марта инициативные христиане планируют обратиться в Смольнинский районный суд Петербурга с требованием оспорить отказ городской администрации передать Исаакиевский собор в безвозмездное пользование РПЦ. Такое решение Смольный принял еще в сентябре 2015 года, но недовольные опомнились лишь сегодня. Православные активисты объясняют это так: «Ждали, пока администрация города сама передумает, но не дождались и пошли в суд».

Впервые представители РПЦ заявили свои претензии на Исаакиевский собор в июле прошлого года. В письме петербургской епархии на имя губернатора Георгия Полтавченко они просили изъять храм из ведения города и выдворить находящийся там музей. Обращение вызвало бурную реакцию: за три дня около 100 тысяч человек подписали петицию против передачи Исаакиевского собора церкви. Возмутились деятели культуры, историки, градозащитники. Депутаты предложили провести референдум по данному вопросу, но Горизбирком им отказал: якобы были допущены ошибки в оформлении документов и неточно сформулирован вопрос.

К счастью, голосование не потребовалось: не сразу, спустя почти два месяца, но Смольный отказал РПЦ. Чиновники сослались на экономическую нецелесообразность: мол, если согласиться на такой шаг, то расходы федерального бюджета перелягут на плечи города, а он этого не выдержит. Московский патриархат отреагировал незамедлительно: отказ незаконен, будем обжаловать. Но потом затаился. Никаких действий РПЦ не предпринимала до сих пор. О намерении судиться с городскими властями в конце марта объявили православные активисты, фактически поддерживаемые петербургской епархией, но якобы независимые от нее.

«Церковь свое мнение в письме митрополита летом 2015 года высказала, и спрашивать заново нет смысла, – пояснил «Новой» один из авторов иска руководитель фонда возрождения христианских ценностей «Священная лига святого Георгия» Сергей Егоров. – Если бы сейчас митрополит поменял свое мнение, он бы заявил об этом. Если бы он не хотел этого иска, он бы дал нам понять. Мы общаемся с отцом Александром Пелиным (глава отдела по взаимоотношениям церкви и общества петербургской епархии.Н. П.), для нас его поддержка равна одобрению владыки. Пелину мы сообщали о наших планах. Он нам не запрещал. Но не он инициатор этого процесса».

«Я лишь контролирую, чтобы они не зашли далеко, но это их инициатива, а не моя», – подтвердил «Новой» протоиерей Пелин (один из ближайших соратников митрополита Варсонофия.Н. П.).

Чья бы это инициатива ни была, в ближайшее время православные активисты развернут широкомасштабную кампанию в ее поддержку.

«Процесс стартует в апреле, – рассказал «Новой» Егоров. – Мы будем собирать подписи за передачу Исаакиевского собора церкви, проводить благотворительные акции, мероприятия, агитацию. Мы упор делаем на то, что нас поддержат горожане. Мы поняли: для губернатора важно, чтобы было создано определенное общественное мнение. Летом 2015 года мы обсуждали: чем мог быть вызван отказ? Пришли к мнению, что либеральная общественность проявила большую активность и организованность, и тот отказ был сделан под ее давлением. Сейчас мы хотим привлечь внимание общественности и добиться того, чтобы храм передали церкви. Мы понимаем, что процесс будет долгим. Но мы полны решимости в этом году довести дело до конца. Все храмы в Петербурге уже переданы РПЦ. Вопрос по Исаакиевскому собору завис потому, что у него большой бюджет, и нынешнее руководство, с нашей точки зрения, просто не хочет с этим бюджетом расставаться».

Пелин, Егоров и их соратники не чураются расчетов. Уже сейчас, до решения суда, они рассуждают, что, сделав бесплатным вход в храм для граждан РФ, можно оставить его платным для иностранцев, а также создать ОАО для ведения коммерческой деятельности.

«Пока рано говорить об этом, это еще предстоит обсудить с общественностью. Истина не в хозяйственном, а в сакральном», – подытожил Пелин.

Новые притязания со стороны церкви вынудили петербургских депутатов задуматься не только о проведении общегородского референдума, но и об изменении законодательства, регламентирующего процесс передачи государственного имущества религиозным организациям. Парламентарии намерены в ближайшее время предложить на федеральном уровне запретить передавать РПЦ здания, в которых на протяжении 25 последних лет находились учреждения культуры, а также объекты культурного наследия федерального значения.

Комментарии

Николай Буров, директор Государственного музея «Исаакиевский собор»:

– Это хамское заявление. Кто выступает истцом? Кто такие эти «православные активисты»? На сегодняшний день я знаю лишь, что это малограмотные люди. Они очень плохо владеют русским языком. Подметное письмо, которое я от них получил, написано с громадным количеством ошибок. Осень и весна – трудное время для людей неуравновешенных, время обострений. Это вам любой психиатр скажет. Видимо, это очередная весна. Мне очень жаль. Но у нас свободное государство. Всякий волен апеллировать к суду. Что скажет ответчик – посмотрим. В данном случае музей – не ответчик, ответчик – правительство города. Я не знаю, какой будет его реакция. Но я бы хотел, конечно, большей защиты от государства, которому служу. Я ведь защищаю государственные интересы. Пока я четкой явной позиции не слышу, и мне досадно. Мне бы хотелось, чтобы государство определилось на этот счет.

РПЦ не мешает музейный статус. В соборе по согласованию с епархией проходят богослужения – свыше 1000 служб в год. Не всякий не обремененный музейными функциями храм ведет такую активную православную деятельность. Хотя это и непросто. Музей имеет определенный график работы. Церковь имеет свой график работы. Мы стараемся совмещать интересы. К тому же музей берет на себя полностью все расходы, поэтому мы еще очень помогаем нашему приходу.

Я понимаю: в чужих руках все кажется толще. Эти люди думают, что они могли бы получать те доходы, которые имеет музей. Но они забывают о том, что музей – государственное учреждение, полностью подотчетное в своей деятельности. Это крупный налогоплательщик и единственный музей в России, который вообще не получает денег из бюджета, сам себя содержит и все виды необходимых работ, даже реставрацию, проводит за счет заработанных средств.

Я против того, чтобы напрягать отношения между церковью и обществом. Я против скандалов. Но, к сожалению, меня все время ввергают в такую ситуацию. Это грустно.

Борис Вишневский, депутат Заксобрания Петербурга:

– Иск православных активистов не имеет ни единого шанса по нескольким причинам. Первая: нарушен общий порядок обжалования действий должностных лиц и органов. Административное исковое заявление должно быть подано в суд не позднее трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав. Отказ в передаче РПЦ Исаакиевского собора широко освещался в СМИ. Православные активисты, если уж они такие заинтересованные лица, не слышать и не знать об этом не могли. Прошло шесть месяцев. Срок давно пропущен.

Вторая причина: закон (ФЗ № 327) устанавливает, что обжаловать можно решения о передаче имущества религиозного назначения, а не об отказе в передаче. По поводу отказа надо обращаться в администрацию Петербурга и в конфликтную комиссию, рассматривающую такие споры, и лишь потом в суд. Со стороны РПЦ такого обращения не было.

Третья причина: обжалование в суде предполагает доказывание нарушения прав и интересов. Какие права и интересы «православных активистов» нарушены? Они раньше владели Исаакиевским собором? Нет. В городе больше негде помолиться? Нет, у нас множество храмов. Кто-то мешает их свободе вероисповедания? Нет. Более того, Исаакиевский собор никогда не был приходским храмом. Никогда не принадлежал РПЦ. Строился на казенные средства, Священный Синод в то время фактически являлся министерством, церковь была частью государства. Нет никакого нарушения прав и интересов. В суд идти бессмысленно. Если по закону, у православных активистов не должны даже принимать исковое заявление.

Лев Лурье, петербургский историк, журналист и общественный деятель:

– В принципе я бы не возражал против передачи Исаакиевского собора православной церкви, но не в нынешнем ее состоянии. Судя по тому, что мне рассказывают мои православные друзья, нередко священники не пускают в соборы людей, не так одетых, часто грубят, далеко не во всех соборах разрешают проводить экскурсии и т. п. А Исаакий и подобные ему соборы для церкви – золотое дно. Посмотрите на храм Христа Спасителя в Москве – он же просто облеплен коммерческими предприятиями.

Справка «Новой»

Исаакий – третий по посещаемости музей России, уступает только Эрмитажу и Петергофу. В 2015 году собор и его колоннаду посетили 3 млн 700 тысяч туристов. Ежегодно Исаакиевский собор получает около 600 млн руб. от продажи билетов и регулярно перечисляет в бюджет города от 50 до 70 млн руб. В ближайшее время на реставрацию собора потребуется около 750 млн руб., не говоря уж о работах по капитальному ремонту.