Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Смертельная операция попала под статью

19 ноября 2009 10:00

По факту гибели человека в городской больнице № 26 после нейрохирургической операции возбуждено уголовное дело по самой популярной в медицине 109-й статье Уголовного кодекса — «причинение смерти по неосторожности». Дело находится в производстве Следственного управления Следственного комитета при Прокуратуре РФ по Петербургу. И похоже, следователю придется изучить очень широкий спектр вопросов: специально созданная комиссия Бюро судмедэксперты установила, что врачи не сумели поставить полноценный диагноз, не назначили нужную анестезию, не знали, как лечить пневмонию и даже не пытались контролировать состояние больного с помощью рентгена. В частности, у поступившего с травмами от ДТП человека «не заметили» переломы 11 ребер и одного позвонка.

Врачи «не заметили» переломы 11 ребер



Больница № 26
Больница № 26


Странный протез
«Новая» уже обращалась к этой истории в предыдущем номере («Смертельная операция», № 85 от 16.11.2009). Прежде чем изложить новые факты, вкратце напомним предысторию.
Вадим Федосеев попал в реанимационное отделение 26-й городской больницы после серьезного ДТП. Медики диагностировали перелом шейного позвонка, назначили нейрохирургическую операцию, которую по непонятной причине отложили на три дня, в течение которых применили больному процедуру скелетного вытяжения. Специалисты Бюро судмедэкспертизы указали, что скелетное вытяжение для больного с болезнью Бехтерева, которой страдал Федосеев, малоэффективно. А сестра Вадима, Марина Салынина, отмечает, что в больнице тянули из нее деньги и сказали, что не сделают операцию, пока она не оплатит всю стоимость нейропротеза. Представитель компании-поставщика нейропротеза выразил удивление затягиванием операции и заявил, что представителя его фирмы вполне устроила предоплата, которую внесла Марина Салынина.
После операции больной умер, а извлеченный из тела нейропротез оказался не тем, за который было заплачено.
Впрочем, из выводов комиссионного исследования Бюро судмедэкспертизы следует, что причина смерти больного, скорее всего, кроется не в самой нейрохирургической операции, а в грубейших нарушениях при оказании больному медицинской помощи. Таких, что они могут свидетельствовать о тотальной профнепригодности самых разных специалистов этой, кстати сказать, одной из крупнейших в городе клиник.

Забыли обо всем
Действительно шокирует то, что пострадавшему от серьезного ДТП не сумели диагностировать переломы 11 ребер и позвонка! Вот не сумели — и все: не заметили.
А переломанные ребра травмировали легкие, что стало одной из причин развития у Вадима Федосеева тяжелой пневмонии. Но это только начало. Судмедэксперты выяснили, что врачи 26-й больницы не знают, как лечится пневмония — хотя, в принципе, такими знаниями обладает любой образованный человек. Больному даже не назначили необходимого количества антибактериальных и отхаркивающих препаратов. А еще создается впечатление, что медики специально старались не замечать результатов собственного непрофессионализма. Эксперты установили, что самый верный способ контроля развития пневмонии — рентген — в должной мере использован не был.
Но и это только цветочки. Когда Вадиму после непонятно как сделанной нейрохирургической операции (также без должного рентген-контроля) стало плохо якобы в связи с затруднением дыхания (судмедэксперты, кстати, не уверены, что дыхательная недостаточность вообще была), врачи этой больницы не смогли нормально подключить его к аппарату искусственной вентиляции легких (ИВЛ).
Подключать аппарат искусственной вентиляции легких можно разными способами. Один из самых простых — трахеостомия: больному делается разрез в верней части груди и вставляется трубка в трахею. Эта трубка и подсоединяется к аппарату ИВЛ.
В истории болезни Федосеева так и написано: сделали трахеостомию. Однако, как установили эксперты, на самом деле несчастному сделали совсем другую манипуляцию — ларингостомию. Она мучительна, травматична и, опять же, категорически непригодна для больного с болезнью Бехтерева. Тем более что горе-врачам нормально сделать ларингостомию с первого раза тоже не удалось, из-за чего, как следует из акта комиссионного исследования, состояние больного только ухудшилось.
Причину этого объяснить сложно — для трахеостомии достаточно квалификации врачей скорой помощи. А ведь все это происходило в реанимационном отделении 26-й городской больницы — в отделении, где медики постоянно имеют дело исключительно с тяжелыми больными, и уж подключать их к аппарату ИВЛ уметь просто обязаны.

Шокирующие выводы
Соответствующие фрагменты заключения комиссионного исследования Бюро судмедэксперты сами по себе читаются как триллер.
По поводу возникновения пневмонии:
«Возникновение двухсторонней бронхопневмонии у Федосеева обусловлено двумя механизмами: центральным — вследствие высокой травматизации позвоночника и спинного мозга с компрессией жизненно важных центров, ответственных за дыхание, а также периферическим — множественные переломы ребер справа и слева с контузией легких…»
По поводу лечения пневмонии:
«Лечение двухсторонней бронхопневмонии было неэффективным и проводилось не в полном объеме».
По поводу подключения к аппарату ИВЛ:
«Врачами больницы № 26 выполнялась не трахеостомия, а ларингостомия. В доступных литературных источниках не удалось обнаружить показаний для применения ларингостомии в целях лечения острой дыхательной недостаточности. К тому же ларингостомия очень травматичная операция, и поэтому не была показана Федосееву. Отсутствие объективных дневниковых записей не позволяет сделать вывод об адекватности и эффективности ларингостомии».
И наконец, по поводу возможных причин смерти:
«Травма наряду с допущенными дефектами медицинской помощи привела к прогрессированию восходящего отека спинного мозга и наступлению смерти Федосеева В. Е., поэтому дефекты медицинской помощи находятся в причинно-следственной связи с наступлением его смерти».

Прокуратура разберется
Логично завершает эту череду безобразий позиция врачей 26-й городской больницы: они все как один отказались от комментариев со ссылками на все что угодно, в том числе на позицию своего главного врача Василия Дорофеева.
Василий Иванович сказал нашему корреспонденту, что все вышедшие до сих пор по этому вопросу журналистские материалы — не более чем передергивание фактов не в пользу больницы. В связи с этим он обещал дать интервью только после того, когда затеянные по этому поводу проверки будут завершены.
Вообще, из разговора с Дорофеевым создалось впечатление, что он просто ждет, куда подует ветер, чтобы потом «двигаться в правильном направлении». В противном случае его бы не удивляло то обстоятельство, что предыдущие журналистские материалы были «не в пользу больницы». Странно было бы, если бы они оказались другими.
Впрочем, теперь уже в этой истории будут разбираться в Следственном управлении СКП по Петербургу в рамках возбужденного уголовного дела. Что дает разбирающимся практически неограниченные возможности. Статья же, по которой возбуждено это уголовное дело — «причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей», — предусматривает наказание вплоть до трех лет лишения свободы.

Александра ДАНИЛОВА,
«Oglaska.spb.ru», специально для «Новой газеты»
Фото Михаила МАСЛЕННИКОВА




Информационная защита прав потребителей — это:
— поиск информации;
— информационное сопровождение потребительских конфликтов;
— предание огласке случаев обмана потребителей.

Обращайтесь к нам:
+7-911-987-81-72
Email: [email protected]
http://www.oglaska.spb.ru