Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Сенатор на доверии

8 февраля 2007 10:00

Виталий Мутко останется членом Совета Федерации, представляющим в российском сенате правительство Петербурга. По мнению Валентины Матвиенко, сенатор Мутко работает хорошо, активно участвует в законотворчестве, поддерживает петербургские инициативы, и даже помог открыть в городе Центр диализа.

Бывшего президента «Зенита» хотят оставить в Совфеде



Так что никакого резона менять его на другую фигуру нет. Матвиенко уже подписала и направила представление кандидатуры Мутко Законодательному собранию. К тому же он, что называется, местный, а Валентина Ивановна, как она не раз заявляла, с неодобрением относится к распространенной практике, когда кресла сенаторов занимают персонажи из большого бизнеса или московские политики, не имеющие к представляемому ими региону никакого отношения.
Впрочем, эти кресла занимают не только питерские политики – в верхней палате парламента заседает десяток петербуржцев, представляющих очень далекие от северной столицы регионы. Начиная с Людмилы Нарусовой (Тува), Юрия Солонина (Хабаровск) и Дмитрия Мезенцева (Иркутск) и заканчивая Натальей Дементьевой (Марий Эл), Владимиром Спицнаделем (Ямало-Ненецкий АО) и Вячеславом Шверикасом (Адыгея). Но с протестами против их присутствия в сенате питерский губернатор, кажется, ни разу не выступала…
Что же касается Виталия Мутко, то в последние годы он известен исключительно как президент Российского футбольного союза, а до того – президент «Зенита» (этот пост он оставил, став сенатором осенью 2003 года). Между тем у Виталия Леонтьевича богатая политическая биография – насчитывающая два десятка лет.
Уроженец Краснодарского края Мутко получил высшее образование в Институте водного транспорта лишь к тридцати годам, в 1987-м. До этого он работал матросом-мотористом, некоторое время отплавал, а затем стал председателем профкома Речного училища. После чего был переведен в Кировский райисполком, где к 1990 году дорос до секретаря исполкома – должность, де-факто приравнивавшаяся к заместителю председателя.
В 1990 году Мутко стал не только депутатом Кировского райсовета, но и его председателем. А затем, во время получившего когда-то широкую огласку коллективного «отдыха» питерских ВИПов за счет БМП на теплоходе «Анна Каренина», Мутко познакомился с Анатолием Собчаком и сумел ему приглянуться. После этого, формируя корпус глав районных администраций, Собчак назначил Мутко руководить администрацией Кировского района.
Не прошло и года, как Виталий Леонтьевич получил еще более высокую должность – стал заместителем мэра по социальным вопросам, и пробыл на этом посту до лета 1996-го, когда Собчак проиграл выборы Владимиру Яковлеву. Сказать, чтобы четыре года руководства Мутко городской социальной сферой были успешными, можно только с очень большой натяжкой: так, именно при нем радикально изменили систему обеспечения льготников лекарствами, после чего начался масштабный кризис, длящийся и по сей день…
Перед губернаторскими выборами 1996 года Виталий Мутко, как и другие члены собчаковского правительства, торжественно поклялся уйти, если Собчак проиграет. Он проиграл – но в отставку подали только двое: председатель юридического комитета Дмитрий Козак и Мутко. Козака уговорили остаться, Мутко же не уговаривал никто, и он оказался «на улице».
В связи с этим трудно не напомнить, что по сей день по стране и городу упорно гуляет миф, не имеющий ничего общего с реальностью – о том, что Владимира Путина якобы уговаривали остаться, но он гордо отказался, заявив, что «лучше быть повешенным за верность, чем за предательство». На самом деле он даже не подавал в отставку, а был в весьма оскорбительной форме, как и Алексей Кудрин, выставлен за дверь. Все остальные собчаковцы – Валерий Малышев, Михаил Маневич, Владимир Яковлев-«маленький» (заместитель мэра по культуре) и другие – преспокойно переметнулись к победителю…
Что касается Мутко, то он на ближайшие семь лет сосредоточился на президентстве в «Зените», который и вывел в 2001 году к бронзовым, а в 2003-м – к серебряным медалям российского чемпионата. Правда, один раз за это время он отвлекся от футбола в пользу политики – весной 2000 года, когда Валентину Матвиенко десантировали на губернаторские выборы в Петербурге, Мутко возглавил ее предвыборный штаб.
Помнится, на тех выборах, появившись в северной столице после 11-летнего отсутствия, Матвиенко требовала от журналистов не писать о ее победе на выборах в сослагательном наклонении, потому что она на сто процентов уверена в том, что станет губернатором, заявляла об абсолютной поддержке со стороны Путина и его окружения и о значительных ресурсах, которые будут предоставлены в ее распоряжение. Финансисты и имиджмейкеры, как бабочки на огонек, слетались к штабу Матвиенко, руководители лояльных партий делили места в будущем коалиционном правительстве, а Виталий Мутко уже примеривался к креслу первого вице-губернатора. И тут грянул гром: Путин, убедившись в низком рейтинге Матвиенко, отозвал ее с выборов. После чего наполеоновские планы Виталия Леонтьевича пришлось отложить до лучших времен.
Эти времена настали осенью 2003 года – когда Матвиенко со второй попытки усадили-таки в кресло губернатора. И хотя должности в ее правительстве Мутко не получил, его поощрили другим способом – сделав сенатором. Тем более что к тому времени уже ясно обозначился конфликт Мутко с главным тренером «Зенита» Властимилом Петржелой, которого, в благодарность за «серебряный сезон», питерские болельщики и владельцы клуба готовы были носить на руках. Мутко, как выяснилось, ничего не забыл и ничего не простил. И когда владельцем клуба стал Газпром, было сделано все, чтобы избавиться от Петржелы.
К тому времени – весной 2006-го – Виталий Мутко уже был президентом РФС. И, заметим, ни разу пальцем не пошевелил, чтобы оградить «родной» клуб от пристрастного судейства, неудобного календаря и необоснованно долгих дисквалификаций ведущих игроков. Да и после смены Петржелы на Дика Адвоката мало что изменилось: после каждого судейского скандала Мутко сотрясал воздух грозными заявлениями и обещал «разобраться», но затем все спускалось на тормоза. Наиболее показательной стала история, когда Мутко отказался содействовать переигровке или отмене результата встречи ЦСКА – «Зенит» в ноябре 2006-го (в том матче судейская бригада самым откровенным образом «убила» питерскую команду, что стоило ей медалей первенства).
Три года работы Мутко в Совете Федерации если и оставили след, то незначительный – на официальном сайте сената он упоминается разве что в связи с протокольными мероприятиями, будучи председателем комиссии по делам молодежи и спорту. И в общем понятно, что реально совмещать работу в РФС и в Совете Федерации невозможно – а следовательно, в сенате от Виталия Мутко и не стоит ждать никакой активности. Но, вероятно, Валентину Матвиенко он и так устраивает. Или – что еще более вероятно – устраивает тех, кто мягко, но настойчиво объяснил ей, кто должен представлять в Совете Федерации городское правительство…

Владимир МАКСИМОВ