Новости с Марса и небесные войска Украины – драматурги о нереальной реальности
В Театре Комедии недавно прошел драматургический конкурс "Первая читка" театрального фестиваля им. А. М. Володина "Пять вечеров". Впервые в стенах этого театра прозвучали пьесы современных авторов.
Читки – особый театральный жанр, лаборатория, где режиссеры с актерами прикидывают, как бы эта пьеса прозвучала на сцене.
Приглашенные молодые режиссеры – магистранты Центра им. Мейерхольда (Москва) вместе с актерами Театра Комедии устроили первую читку выигравших конкурс пьес. Получилось шесть эскизов спектаклей.
Главным событием стала внеконкурсная программа: режиссер Дмитрий Волкострелов с актерами театра Post прочитали свежий текст Павла Пряжко (Белоруссия), а художественный руководитель Фестиваля имени Володина и Центра им. Мейерхольда Виктор Рыжков – новую работу драматурга Натальи Ворожбит (Украина).
Реальная драматургия
В особые отношения с реальностью вступает Юлия Поспелова. В пьесе "Серые пальчики" она попыталась ухватить все формы современного языка: лексику геймеров и речь аутиста, книжные описания и нормативные документы, которые описывают какие угодно миры, кроме одного – реального. Заблудившийся в словах и смыслах герой бредет против потока в метро, сталкивается с людьми, кричит на них – и все для того, чтобы почувствовать себя живым.
Реальные события, конечно, влияют на авторов и становятся фоном для жизни их героев. "Портреты наших вождей" из одноименной пьесы Юлия Ионушайте висят в деревенском доме у железной дороги, где умерла мать героини пьесы, но похоронить ее семья не может – участковый не приезжает и не приезжает.
Если бы не выборы с требованием стопроцентной явки, он так бы и не явился в этот забытый всеми дом. Государственная машина совсем не работает в вымирающих деревеньках, где жизнь идет по давно заведенному укладу. Единственное, на что годятся портреты Ленина, Сталина, Хрущева и Путина, – чтобы дети нарисовали им рожки.
В пьесе "Моя старость" Таи Сапуриной вне политики живут несколько поколений женщин – однако именно смерти вождей отмечают важные вехи на их пути наравне с рождением, свадьбой и смертью близких.
Роман Волков и Ульяна Лукина пытаются изучить сознание тех, кто рос в лихие девяностые, тех, кого сломало это неспокойное время, лишив смысла существования, как героиню их пьесы Юлю.
Персонажами Светланы Баженовой становятся современные хипстеры из Урюпинска – брат и сестра, переехавшие в Москву, мечтающие о венских каникулах, новом велосипеде и квартире. Юные, они еще только учатся жестокости: живут в квартире утопленницы, так и не сообщив о происшествии в полицию; а брат тем временем кадрит начальницу, чтоб та дала денег на поездку. Как только сестра дает слабину – он предает и ее, отправляя первым же поездом в Урюпинск. Чем меньше ненужных чувств – тем проще выживать.
И наконец, в пьесе "Клятвенные девы" Олег Михайлов, казалось бы, обращается к совсем не существующему миру – сербской традиционной семье. Он берет обычай, согласно которому в семье, оставшейся без мужчин, девушка принимает клятву быть главой рода, а с ней и все мужские функции. В попытке удержать разрушающуюся семью старый дядя Кекки – а на деле Кекилия – совершает ряд жестоких поступков, но цели своей не достигает. Несмотря на то что это все кажется далеким, женщины, принимающие на себя функции мужчин и тянущие на себе бизнес и семью, встречаются сплошь и рядом. И функционал, который берет на себя тот или иной человек на работе, уже мало зависит от его пола. И в этом пьеса – на злобу дня.
Новости с Марса
"Я считаю, что если у меня нету связи с Землей, то я могу говорить и писать о ней все, что угодно. Все, что хочу" – с этой фразы начинается новая пьеса Павла Пряжко "Мы уже здесь" про космических переселенцев Алексея, Павла, Сергея и Марину, оказавшихся на Марсе.
Незнание – вот главное оружие информационной войны. Но начинается любая ложь с банального преувеличения, выдуманных историй.
Герои Павла Пряжко пробуют на практике эти механизмы. Алексей делает первый "вброс" – рассказывает переселенцам, будто получил послание с Земли. Алексей делится выдуманной информацией в момент, когда она будет выглядеть убедительнее всего. И вот уже переселенцы по кругу повторяют новость, не подвергая ее решительно никакому сомнению. Развитие действия основано на простой игре "веришь – нет?".
Марс Павла Пряжко ближе, чем кажется: например, у соседей за стенкой. Он начинается везде, где заканчивается наше знание об окружающем мире. А главное, там, где заканчивается наше желание разбираться в том, где граница между ложью и правдой.
Режиссер Дмитрий Волкострелов делает первую читку пьесы "Мы уже здесь" Павла Пряжко
Небесные войска Украины
В пьесе "Саша, вынеси мусор" украинского драматурга Натальи Ворожбит 55-летняя Катя и ее 30-летняя беременная дочь Оксана готовят пироги для поминок недавно умершего мужа Кати – Саши, полковника украинской армии.
Замесив тесто, они все никак не могут оправиться от потери и шепотом отчитывают Сашу за то, что ушел так рано, не увидел внука. Саша появляется, смешно оправдывается, но не возвращается.
Через два года Саша приходит вновь. Он рассказывает о шестой мобилизации – на защиту Украины готовы подняться все умершие, но нужно заручиться разрешением близких. Катя и Оксана запрещают ему возвращаться – пережить потерю еще раз они не в силах.
Небесное войско Украины проводит учения: "Огонь! Отставить! Огонь! Отставить!"
Режиссер и директор Центра им. Мейерхольда заслуженный деятель искусств России Виктор Рыжков делает первую читку пьесы "Саша, вынеси мусор" Натальи Ворожбит
Но женщины – дающие жизнь, месящие тесто, пререкающиеся из века в век, способные вызвать укорами мужей с того света – женщины против войны.
Пьеса Натальи Ворожбит – отклик на войну на Украине, которая уже больше года звенит каждой строчкой в новостях у нас, а у них – визгом разрывающихся бомб. Ворожбит не ищет ни правых, ни виноватых. По меткому замечанию критика Павла Руднева, она "смогла подняться над схваткой", увидеть не враждующие лагеря, а человека. И с теплой улыбкой рассказать о близких, которые остаются в мире живых даже после смерти.
Когда я читаю "Саша, вынеси мусор" Натальи Ворожбит – я не думаю о войне, к которой готовится небесное войско Украины.
Я мечтаю о том, чтобы перемирие продлилось как можно дольше.