Победили хитрые пальцы
Широко анонсированный запрос властей на «честные выборы» оказался курсом на «умные махинации»
Чиновники, вероятно, ознакомились с многочисленными отчетами наблюдателей за прошлые годы и придумали, как фальсификации можно сделать менее очевидными.
Был, конечно, классический набор – военные, бюджетники, студенты, согнанные на участки, невыданные копии протоколов (у глав избиркомов, как обычно, барахлила техника). Случалось и так, что избиратели обнаруживали, что в квартире с ними прописаны неизвестные люди, имеющие право голосовать, либо выясняли, что их не сняли с учета по месту прежней прописки и внесли в списки по новому адресу, то есть формально они могли проголосовать дважды. На участке № 855 в списках оказался мужчина, который, по словам его жены, уже волеизъявился… в Антарктиде.
«Да тут не разберешь, были фальсификации или нет, я был слишком далеко, чтобы видеть галочки», – отмахивается один из наблюдателей.
Фактически в предыдущие кампании 2011 и 2014 годов борцы с фальсификациями написали для властей брошюры с советами, как лучше не жульничать. И теперь, если оппозиционные кандидаты натаскивали сторонников на стандартные приемы недобросовестных чиновников, то власти, скорее всего, на своих семинарах объясняли, на что прежде всего обращают внимание наблюдатели и как это можно обойти. Например, нельзя свозить карусельщиков автобусами (бросаются в глаза). Их надо разбивать на небольшие группы – по два-три человека. Карусельщиков лучше заранее «пробить». Вычислив в списке желающих «покататься» журналистов или волонтеров из штабов оппозиционеров, залечь на дно, выключив все указанные ранее номера в объявлениях «Вознаграждение на выборах. Быстро. Гарантированно». Так, например, журналист «Новой» Сергей Сатановский попытался внедриться в одну из каруселей (и даже придумал адрес в нужном районе), однако, несмотря на обещание перезвонить ему в течение двух суток, никто на связь так и не вышел (телефоны позже оказались недоступны).
Нельзя всех карусельщиков на участках вносить в дополнительные списки – это подозрительно. Их надо вписывать в графы первых попавшихся избирателей – вероятность того, что они придут, учитывая низкую явку, мала. Если все-таки придут – извиниться и объяснять все человеческим фактором.
Корреспондент «Фонтанки» Денис Коротков, которому все же удалось вклиниться в карусель, на своем опыте убедился, что данные мошенников ставятся напротив избирателей, реально прописанных в районе. Так, например, в УИК 616 на Ленинском проспекте, 133, корпус 4, он, будучи прописан во Фрунзенском районе, показав паспорт с наклейкой, получил четыре бюллетеня. После того как журналист представился, попытался вернуть бюллетени и потребовал объяснений, его забрали в отдел полиции, туда же позже подъехал представитель УИК: чудесным образом в списке подпись Дениса Короткова напротив местного жителя – избирателя, за которого он расписался в получении бюллетеня, исчезла.
Иногда такая схема давала сбои. Например, в Центральном районе на участке № 2212 местный житель обнаружил в книге учета, что он уже расписался, то есть как бы уже проголосовал. Как выяснилось, в книгу были вшиты поддельные дублирующие листы. Таким образом, можно предположить, что за мужчину могли также исполнить гражданский долг карусельщики. Кроме того, член Горизбиркома Ольга Покровская обнаружила на этом участке открепительные на 15-й округ по выборам в Заксобрание – а участковые избирательные комиссии находятся в 16-м округе. Таким образом, несколько человек проголосовали по открепительным удостоверениям, хотя они не имели права голоса в этом округе.
После скандала, который сотрясал эту комиссию целый день (председатель УИК Елена Доманова повторяла, что просто кто-то по ошибке вписал данные не в ту графу), подсчет там пытались осуществить максимально прозрачно, чуть ли не тыкая каждый бюллетень в лицо наблюдателям. Последние, к слову, поначалу отказали членам комиссии в праве на чай, подчеркнув, что в соответствии с законом подсчет прерывать нельзя. Позже все-таки сжалились, глава УИК поставила самовар, после чего вылетели пробки и подсчет производился в приятном полумраке. Под утро одна из членов избиркома отказалась ставить подпись, поскольку ее фамилию написали с ошибкой (вместо «а» поставили «о»), на что Доманова воскликнула: «Давайте еще, б***, из-за «а» будем сидеть тут до пяти утра!»
Все оппозиционеры обращают внимание, что в этот раз все было тоньше и значительно хитрее. У большинства ощущение, что где-то обобрали, но только непонятно, в какой момент и на сколько. Остается строить догадки, потому что поймать за руку в этот раз было почти нереально.
Очевидных ноу-хау не было (скорее всего, даже если и были, никто не понял), но вот от парочки старых добрых методов в иных местах не удержались. Один из них – «по ошибке» класть бюллетень не в ту пачку. Но это довольно скучно.
Другое дело такой способ фальсификации, как «хитрый палец», который упоминается в различных брошюрках для наблюдателей. «Хитрый палец» – это порча бюллетеней, заполненных в пользу нежелательного кандидата; метод позволяет незаметно для других членов избирательной комиссии портить бюллетени, ставя на них дополнительные галочки. Для этого используют забинтованный палец с авторучкой внутри, уголек, спрятанный в ладони и другие подсобные материалы.
Таким образом в округе руководителя Фонда борьбы с коррупцией Дмитрия Сухарева (выдвигался от «Яблока») оказалось аж 1900 испорченных бюллетеней.
«Выяснили, что так тоже могут фальсифицировать, к сожалению, уже постфактум. У нас был один важный для нас УИК № 1041 – тот, к которому приписан дом, где мы запустили лифт. Туда мы отправили Катю, жену кандидата, одного из самых опытных наблюдателей в городе. Уже в конце подсчета, когда результат за Сухарева оказался не выше, чем в других округах, Катя стала размышлять, где могли украсть голоса. Ну как так – в течение дня приходили жители, которых Катя знает лично, даже отправляли ей воздушные поцелуи, и здесь результат такой же, как на участках, где мы вообще почти не агитировали. И тут она обратила внимание на количество недействительных бюллетеней – в протоколе по единому округу ЗакСа 21 испорченный, а по одномандатному – 121! – рассказала «Новой» начальник штаба Сухарева Валерия Попихина. – Катя пересмотрела испорченные бюллетени, почти все были недействительны из-за проставленных двух галочек – за Сухарева и за кого-то еще».
По ее словам, когда супруга Сухарева вернулась в штаб и рассказала об этой странности, один из волонтеров спросил, была ли перебинтована рука у женщины, которая раскладывала бюллетени по пачкам при подсчете. Катя ответила: мол, да, рука была замотана вместе с пальцем. Волонтер сообщил, что читал о таком методе фальсификаций, когда готовился к наблюдению.
По всей видимости, не зря бывший зампред Горизбиркома Дмитрий Краснянский (в прессе его называли автором «петербургских чудес») уходил из комиссии на несколько лет. За очередной прополкой грядки (фотографии с дачи он активно публиковал в соцсетях) он, вероятно, анализировал ошибки скандальных выборов – 2011, вспоминал, в каком районе как голосовали (а реальные результаты у него вне всяких сомнений были), и думал, как систему усовершенствовать.
Получилось, поздравляем.