Дальнобойный протест: улитка и партизаны
Владельцев фур поджимают финансы.
Ровно неделя прошла с тех пор, как колонна петербургских дальнобойщиков встала у Смольного. Самая активная их часть отправилась в Москву. Менее легкие на подъем поддерживают своих товарищей в Питере. Система взимания платы с большегрузов за проезд по федеральным трассам "Платон", которая грозит лишить водителей последнего, никуда не делась, а значит, протест продолжается.
Событий за неделю протестов петербургских дальнобойщиков набралось бы на хороший сериал. 24 ноября водители трехсот фур нарисовали огромную "П", улиткой прокатившись по Московскому шоссе и Софийской улице, провели митинг на бензобаке и час прождали вице-губернатора Николай Бондаренко у стен Смольного.
Разочаровавшись в исполнительной ветке, пересели на законодательную: встретились с депутатами петербургского парламента. А 28 ноября привлекли внимание министра транспорта Максима Соколова, приехавшего к дальнобойщикам из Москвы. Встреча, правда, получилась странной: на нее попали только "проверенные" дальнобойщики, для которых, судя по озвученным министру вопросам, "Платон" вовсе не проблема.
К 30 ноября водители исчерпали запас терпения – ночью колонна из 200 большегрузов двинулась на Москву для того, чтобы принять участие во всероссийской акции по блокировке МКАД. Добраться до столицы оказалось непросто – гаишники разворачивали пустые фуры, идущие в сторону Москвы, штрафовали участников акции и отправляли водителей на медицинское освидетельствование.
Дальнобойщикам пришлось рассредоточиться. Сейчас колонна готовится к последнему рывку, по одной минуя посты и стягиваясь в Подмосковье. Акция намечена на 3 декабря.
Скрутить в улитку
Участники "Улитки" встречаются у "Самсона". Переговоры о том, как пройдет акция, дальнобойщики ведут на фоне мрачного здания мясокомбината на Московском шоссе, 13, с коренастыми фигурами быков.
У легковушек на обочине стоит десять человек. Разговоры преимущественно о петербургской колонне, стоящей в подмосковных снегах.
"Улитка" 1 декабря – в первую очередь акция солидарности. Маршрут движения простой: дальнобойщики повторяют дорогу недельной давности, "улиткой" преодолев путь от шоссе до КАДа и вернувшись от Ленсоветовской дороги обратно в город. В этот раз в колонне всего один большегруз. Он замыкает колонну из семи легковых автомобилей. Несмотря на небольшой размер колонны, гаишники во всеоружии. По пути следования нам встречается несколько экипажей – но автомобили с антиплатоновскими плакатами на этот раз не останавливают.
Доля скепсиса
За рулем легковушки с наклеенной на заднем стекле табличкой "Нет Платону" Роман в куртке гонщика. Рядом с ним Елена, миловидная блондинка лет тридцати. Оба индивидуальные предприниматели, а Роман еще и сам гоняет за рулем большегруза.
Настрой в салоне, мягко говоря, скептический. "Отменять "Платон" никто не будет", – отрезает Роман. Елена объясняет: движение раскалывается. Самые решительные дальнобойщики рванули в Москву, 1 декабря в "Улитке" участвуют те, кто "смотрит на вещи более реалистично".
"У сообщества нет четкой линии, – раскладывает она по полочкам. – Кто-то выступает за отмену "Платона", более здравые люди смотрят на ситуацию с долей пессимизма. И понимают: "Платон" никто не отменит. Деньги вложили, купили шайбы и транспондеры…"
Куда разумней сейчас договариваться с властью о тарифах за проезд по федеральным дорогам, считает она. Есть еще одна беда – у дальнобойщиков заканчиваются деньги на протест.
Печальные подсчеты
Простая арифметика, объясняют дальнобойщики. Вместе с топливом участие машины в "Улитке" обходится в 3–5 тысяч рублей в день. Поездка в Москву и того дороже – минимум 30 тысяч рублей.
"Финансовая подушка безопасности в принципе есть не у всех, – объясняет мне Елена. – Многие работали в ноль. Деньги закончились – машины пришлось отправить в рейс. Многие уже просто не могут стоять – копеечку на пропитание ждать неоткуда".
Часть водителей хоть и не знают, каким будет исход борьбы, зарегистрировали большегрузы в системе "Платон". Так, на всякий случай.
У Лены звонит телефон; рингтон – "Прощание Славянки". Мы останавливаемся на обочине, у дальнобойщиков перекур.
Колонну догоняет черный Nissan c антиплатоновской наклейкой. Александр, владелец двух контейнеровозов, получил от организаторов акции СМС и решил присоединиться к "Улитке".
Спрашиваю его, как поменялось настроение за прошедшую неделю – 24 ноября Александр вместе с колонной дошел до Смольного.
По словам индивидуального предпринимателя, особых поводов для скепсиса нет. "Организаторы уехали в Москву. Мы планируем стоять дальше. Запугивания власти на нас не подействуют – только раззадоривают", – спокойно говорит он.
О том, что творится под Москвой, Александр узнает из первых рук: в петербургской колонне два его родных брата, оба дальнобойщики.
На подступах к Москве полиция блокирует не только колонны большегрузов, но и организаторов акции протеста. Правоохранители пытаются задержать экс-депутата Заксобрания Сергея Гуляева и координатора движения ТИГР Александра Расторгуева. С последним 1 декабря случился инцидент в районе Тосненской объездной дороги.
Как сообщил Расторгуев, днем его машину остановили сотрудники ГАИ – инспекторы начали разбиратьсяс водителем, тогда как в его направлении двинулись неизвестные люди в штатском. Активист скрылся от преследования в лесу. По словам Расторгуева, незнакомцы какое-то время пытались преследовать его, но в итоге отстали. Активист пешком добрался до автотранспорта и благополучно скрылся от преследователей.
Между тем в Питере весь маршрут "Улитки" занял два с половиной часа. У "Самсона" автомобили разъезжаются, но обещают собраться вновь.