Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Улитка на обочине

26 ноября 2015 13:04 / Политика

Акция петербургских дальнобойщиков «Улитка» с окраины города переехала к стенам Смольного

В десять утра у метро «Проспект Ветеранов» меня встречает Олег Крутских. Перед тем как стать индивидуальным предпринимателем, он десять лет сам отрулил на грузовиках.

Олег, как и сотни петербургских дальнобойщиков, 24 ноября присоединился к акции протеста против системы «Платон» – взимания платы с водителей большегрузов за проезд по федеральным трассам. В этот день водители бастовали по всей стране – от Красноярска до Петербурга.

С 15 ноября через систему «Платон» за проезд по федеральным трассам с 12-тонных грузовиков должны взиматься сборы в размере 1,53 рубля за 1 км. Дальнобойщики против: нововведение ставит их бизнес под угрозу банкротства.

В Петербурге больше 300 большегрузов весь день ползли как улитки по Московскому шоссе и Софийской улице. За сутки водители провели «митинг на бензобаке», организовали два народных схода и сделали то, что было под силу оппозиционерам: доехали до Смольного.

Собираться вдоль Московского шоссе дальнобойщики начали накануне, 23 ноября, когда на обочине на ночную стоянку выстроилось 40 фур. Вторая группа грузовиков в это время собиралась на Софийской улице.

Грузовики двигаются по Московскому шоссе в сторону основной колонны

Поехали!

В колонне несколько грузовиков Олега. Сам он едет на джипе. Так проще отслеживать передвижение колонны дальнобойщиков. Крутских высаживает меня на обочине и уносится дальше – согласовать маршрут движения. Решение о том, как действовать 24 ноября, дальнобойщики принимали сообща. Помимо Олега, во главе протеста встала группа перевозчиков-предпринимателей – около десятка человек.

На обочине зябко. Машины покрыты изморозью. Дальнобойщики докуривают сигареты – колонна вот-вот должна тронуться с места. Кто-то спешно допивает утренний кофе – ночь водители провели в машинах.

«Братаны, поехали!» – раздается в голове колонны.

Подбросить меня до места всеобщего сбора на Софийской улице соглашается Николай. Спортивная куртка, на лоб решительно надвинута серая шапка. Машет рукой в сторону красного грузовика с пустой площадкой. Только успеваю залезть в кабину огромной фуры, как колонна начинает движение в сторону города.

Скорость – пять километров в час. Так тащиться непросто для тех, кто привык за считанные дни проходить тысячекилометровые дистанции. Многокилометровая улитка из сотен автомобилей, которая ползет по шоссе, вполне может заблокировать движение, создав в городе транспортный коллапс. Но акция 24 ноября – скорее игра мускулами. И предупреждение властям.

Свои действия дальнобойщики согласуют по громкой связи

Так выглядит акция из кабины большегруза

Не реже километровых столбиков на обочине стоят инспекторы ГАИ – машин со спецзнаками так много, что возникает опасение: остались ли гаишники в городе? ПДД никто не нарушает, поэтому водителей штрафуют по мелочи – кого за грязные номера, кого – за то, что фара не горит. Тормозят легковушки с плакатами «Нет «Платону». Инспекторы подолгу ведут с мятежниками воспитательные беседы – а улитка ползет себе дальше.

Но всякий раз, когда гаишники останавливают кого-то из водителей большегрузов, останавливается вся колонна. Чтобы не разрывать цепь.

Три кума в одной колонне

Грузовик, который ведет Николай, за весь день так никто и не тормознул. «Испугались», – ухмыляется он. На бампере кусочками скотча неровно наклеена огромная надпись «НЕТ ПЛАТОНУ!!!». В кабине рядом с банкой растворимого кофе лежат про запас еще два рулона строительного скотча. Рассказывает, что хотел еще над ветровым стеклом наклеить, но лестницу было неохота тащить.

Николаю немного за тридцать. Приехал из-под Воронежа. Недавно купил трактор – про себя с усмешкой говорит, что он теперь «первый парень на весь край, как в песне «Сектор газа». И, правда, похоже на летовское: «На хрен брошу все хозяйство и поеду в город я, За свово меня там примут, ведь в почете там свинья, Я на гвоздь повешу лапти и надену свой пянджак, И уеду я отседа на воронежский пятак».

Полтора месяца Николай работает дальнобойщиком, а потом едет домой – в воронежскую глушь. Там пашет на тракторе – и снова в рейс. Земли полно – никому, говорит, не нужна. Все мужики разъехались на заработки – кто строителем, кто охранником.

Николай пошел водителем. Шесть лет назад в первый рейс позвали кумовья. Все трое из одной деревни: жен побросали, поехали деньги зарабатывать. Все трое 24 ноября идут в одной колонне.

«Деревня между тремя областями, в углу стоит. Хочешь не хочешь, а бежать надо», – усмехается он. Сбежать-то сбежал, но в деревне осталась семья. По домашним скучает. «Две дочери прекрасные, жена-принцесса…»

В углу кабины в рамке поблекшая фотокарточка – улыбающиеся девчушки и молодая женщина с букетом роз.

«Была бы возможность – давно чухнул бы оттуда. Перебраться бы в город, грузовик купить, – рассуждает Николай. – Если бы не было этой хрени».

«Хрень» – это не только система «Платон», но и все нововведения, которые превратили некогда рентабельный бизнес перевозок в сущее мучение.

Инспекторов ГАИ на шоссе - не счесть

По сути

Все, кто едут в колонне, понимают: 1,53 рубля за километр, которые с 15 ноября надо платить через систему «Платон», – только начало. Дальше размер сборов будет только повышаться – с марта 2016 года он составит 3,06 руб., а с 2018 года – 3,73 руб.

Минтранс утверждает: через «Платон» будут собираться деньги на ремонт дорог, которые разбивают большегрузы. Дальнобойщики, в свою очередь, называют инициативу Минтранса «третьим оброком» – средства на ремонт дорог с них государство и так получает через транспортный налог и отчисления с продажи топлива.

Вопрос, куда пойдут деньги, мужики обсуждают особенно живо – все они уже прочитали, что сбором средств с дальнобойщиков займется компания «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС), принадлежащая Игорю Ротенбергу, сыну друга Владимира Путина. За оказание услуг оператора структура Ротенберга получит миллиардные прибыли.

Дальнобойщики заявляют: сомнений – надо ли бороться – у них нет. С «Платоном» они будут попросту уничтожены.

«Если закон не отменят, придется разбирать машины на запчасти, – честно говорит дальнобойщик и индивидуальный предприниматель Александр Лицкевич. – Я хочу работать. Уберите «Платон» – поеду в рейс».

С такими табличками на окнах ехали многие участники акции

О том, что 3,73 рубля за километр – все равно что сдать машину в утиль, говорят многие. Водитель с 30-летним стажем Михаил Валиев формулирует иначе: «Будет Платон» – схлопнутся все ИП». И не только они. Поэтому в протестной колонне немало фур крупных перевозчиков.

Перед лицом «Платона» дальнобойщики едины.

«95 процентов моих товарищей стоят в забастовке – грузов не берут, – говорит индивидуальный предприниматель Станислав Иванов. – Заплатим любые штрафы, но своего добьемся».

«Мы не выступаем ни под чьими флагами. Мы выступаем от имени дальнобойщиков. С нас снимают последнюю рубашку, – подчеркивает Олег Крутских. – Пострадаем не только мы. Вырастут цены на все товары, которые везут фуры».

«Сейчас один километр пробега стоит 1 рубль 53 копеек c перспективой повышения, – на пальцах объясняет схему индивидуальный предприниматель Андрей. – Например, если грузовик везет 20 тонн муки из Краснодара в Петербург, это 2100 км пробега. В итоге получаем удорожание 1 кг продукта на 20 копеек. Вроде бы крохи, но большинство грузов до шести раз перемещается, и порой на значительные расстояния».

На одной частоте

Обычное развлечение водителей, которые идут в одной колонне, – разговоры по громкой связи. 24 ноября все переговоры по акции дальнобойщики вели на отдельной частоте. Обсудили все – и акцию, и погоду, и систему «Платон» не один раз помянули недобрым словом.

«Глянь, ДПС присоединились», – передают из самого конца колонны, наблюдая, как к колонне пристраивается очередной патрульный автомобиль. «Если нас меньше станет, кто им платить будет? Они же петрушкой торговать пойдут!» – бодро подхватывают тему.

К разговорам про политику Николай не подключается – наоборот, просит коллег не засорять болтовней эфир. Спрашиваю, знает ли он, кто такой Игорь Ротенберг. Раньше даже не слышал никогда. Ни про то, что сын олигарха. Ни про то, что из круга Путина. Говорит, имя вообще ничего не говорило, пока не увидел плакат «Ротенберг хуже ИГИЛ» (Запрещенная в России террористическая организация. – Прим.).

Зато теперь – в курсе.

Место сбора колонны на Софийской улице

На месте воссоединения колонны мгновенно собралась толпа

Митинг на бензобаке

К часу дня фуры доползли до Софийской улицы. На обочине по покрытой изморозью траве навстречу колонне, размахивая руками, идут дальнобойщики из второй группы. Выясняется, что утром в ожидании коллег здесь жгли покрышки. Тушить огонь приезжали пожарные, но к моменту воссоединения колонны все уже тихо – ни дыма, ни огня.

На месте слияния двух колонн возник стихийный митинг – без транспарантов, растяжек и лозунгов, но с пламенными речами.

Фото

  • Фоторепортаж: «Митинг на бензобаке»
  • Фоторепортаж: «Митинг на бензобаке»
  • Фоторепортаж: «Митинг на бензобаке»
  • Фоторепортаж: «Митинг на бензобаке»
  • Фоторепортаж: «Митинг на бензобаке»
  • Фоторепортаж: «Митинг на бензобаке»
  • Фоторепортаж: «Митинг на бензобаке»
  • Фоторепортаж: «Митинг на бензобаке»
  • Фоторепортаж: «Митинг на бензобаке»
  • Фоторепортаж: «Митинг на бензобаке»
  • Фоторепортаж: «Митинг на бензобаке»
  • Фоторепортаж: «Митинг на бензобаке»

Один из водителей, забравшись на площадку большегруза и встав прямо на бензобак, кричит в мегафон: «Им наплевать на нас – они задачу поставили себе карманы набить. Наши требования простые – мы не политикой занимаемся. Мы занимаемся работой. Система «Платон» нашу работу задушит! Мы копейки никому не дадим. Они все врут, что платить хотят за ремонт дорог. Система «Платон» создана для того, чтобы проще было украсть деньги!»

Толпа поддержала оратора ободряющими возгласами. Тут же родился план акции – колонна по КАДу должна проползти до Октябрьской набережной, а оттуда проследовать к Смольному. Запрыгнув в кабины, водители со скоростью улитки, те же пять километров в час, отправились по маршруту.

Фото

  • Фоторепортаж: «Колонна идет »
  • Фоторепортаж: «Колонна идет »
  • Фоторепортаж: «Колонна идет »
  • Фоторепортаж: «Колонна идет »
  • Фоторепортаж: «Колонна идет »
  • Фоторепортаж: «Колонна идет »
  • Фоторепортаж: «Колонна идет »
  • Фоторепортаж: «Колонна идет »
  • Фоторепортаж: «Колонна идет »

Вот поэтому мы тут, ребятки

Колонна продолжает переговариваться по громкой связи. Но разговоры все больше невеселые.

– Ребят, если не отменят «Платон», либо в колхоз идти, либо с кистенем на дорогу. Деваться некуда.

Кто-то настроен еще пессимистичней:

– Вы как хотите, оставят «Платон», не оставят – я буду машину продавать.

– Так ты не понял, это не закончится, они к тебе домой придут…

Пауза. Кто-то тихо подытоживает:

– Вот поэтому мы и тут, ребятки.

Если гаишники останавливают кого-нибудь из большегрузов, стоит вся колонна

Когда большегрузы подъезжают к КАД, конца колонны не видно

Раскачать колыбель революции

На полпути к Смольному на связь с дальнобойщиками внезапно вышли городские чиновники. По словам петербургского экс-депутата Сергея Гуляева, в 16 часов к организаторам акции обратился заместитель вице-губернатора Николай Бондаренко, который сообщил, что готов встретиться с лидерами дальнобойного протеста в Комитете по благоустройству в самом центре города, на Караванной улице.

Встреча была назначена на 18 часов – оставалось два часа. Колонна дальнобойщиков двинулась в сторону города. Миновав КАД и проехав по Октябрьской набережной, почти шестьдесят большегрузов выстроились у моста Петра Великого. Остальные грузовики поехали «в парк». Организаторы на легковушках рванули было к Караванной, однако на пути встали инспектора ГАИ, заявившие, что всю колонну организаторов к комитету не пустят: машины создадут затор у Невского проспекта.

Тут на принцип пошли сами организаторы, заявившие, что в таком случае проведут мирный сход у Смольного на площади Пролетарской Диктатуры. А вице-губернатор, если желает встретиться с людьми, пусть приезжает сам. Бондаренко не приехал. Дальнобойщики час простояли у здания правительства. На место приехала только полиция.

Фото

  • Фоторепортаж: «Дальнобойщики дошли до Смольного»
  • Фоторепортаж: «Дальнобойщики дошли до Смольного»
  • Фоторепортаж: «Дальнобойщики дошли до Смольного»
  • Фоторепортаж: «Дальнобойщики дошли до Смольного»
  • Фоторепортаж: «Дальнобойщики дошли до Смольного»
  • Фоторепортаж: «Дальнобойщики дошли до Смольного»
  • Фоторепортаж: «Дальнобойщики дошли до Смольного»
  • Фоторепортаж: «Дальнобойщики дошли до Смольного»

А позже стало понятно, что вице-губернатора ждали зря. Бондаренко заявил, что представители дальнобойщиков повели себя несерьезно и «не представляют тех ребят, которые стоят у трассы и заявляют о своих правах».

«Несерьезные» дальнобойщики заявление чиновника не оценили.

«Нас кинули. В который раз», – возмущенно констатировали участники акции и разъехались по домам. Восвояси отправили и фуры от моста Петра Великого.

Впрочем, ненадолго. 29 ноября петербургская колонна намерена присоединиться к всероссийской акции протеста. До Москвы большегрузы поедут с нормальной скоростью, а там встанут улиткой на северной стороне МКАД.

P.S.

Уже 25 ноября власти возобновили переговоры с дальнобойщиками. В среду с лидерами протеста перевозчиков встретились депутаты петербургского парламента. В тот же день стало известно о том, что в субботу, 28 ноября для встречи с дальнобойщика в Петербург приедет министр транспорта Максим Соколов. Об этом завил глава НП "Грузавтотранс" Владимир Матягин.