Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Обратно в крепостные

7 июня 2012 10:00

Приказ вступил в силу 7 мая, но к этому времени первые классы были уже сформированы. . Депутаты ЗС подготовили обращение в Министерство образованияПоэтому новый порядок начнет действовать с 2013 года. В марте-апреле родители будущих первоклашек смогут подать заявление лишь в то образовательное учреждение, к которому приписан их дом. Отнести документы в школу не по прописке им разрешено лишь после 1 августа — при условии, что там останутся места. Иными словами, родителей ждет веселое лето… Впрочем, не только родителей, но и директоров школ.

Приказ о том, что первоклашек будут принимать только в школу, к которой приписан их дом, необходимо изменить.




Нежелание мам и пап отдавать свое чадо в школу по соседству обычно объясняют тем, хорошая это школа или так себе. Но проблема не только в этом. Во-первых, в городах люди часто живут не по месту регистрации. И приписанная школа может располагаться в другом конце города от места фактического проживания. Но даже если они оформят регистрацию, съемное жилье будет считаться местом пребывания, а не жительства, а в приказе речь идет о последнем.
Во-вторых, отдавая ребенка в школу, родители, как правило, думают о том, кто будет его оттуда забирать. Пристраивают ребенка в образовательное учреждение или около своей работы, или поближе к бабушке… И зачастую это не совпадает с «местом жительства».
В-третьих, в семьях, где двое и больше детей, родители заинтересованы в том, чтобы отдать младших туда же, где учатся старшие. Водить по утрам детей в разные школы тяжело.
И наконец, дети бывают разные, как и школы. И если родители видят, что у сына или дочери серьезные логопедические проблемы, то вряд ли станут запихивать дите в гимназию с углубленным изучением языков только потому, что она по прописке. Кто-то хочет, чтобы ребенок учил французский или немецкий, а кто-то, наоборот, категорически против, потому как, если придется переводить ребенка в другую школу, то найти нужный язык будет непросто. Кому-то нужна программа посильнее, а кому-то — домашняя обстановка. Кто-то стремится найти опытного и требовательного педагога, а кто-то мечтает, чтобы первая учительница была снисходительна к детишкам.
Родители, сознательно выбирающие школу для ребенка, как правило, начинают всерьез заниматься этим за полтора-два года до предполагаемого поступления. Водят детей на курсы, знакомятся с учителями, собирают отзывы. Зачастую заявления подаются не в одну, а в несколько подходящих школ. И в прошлые годы все мамы, замирая, ждали конца апреля — начала мая: в это время появлялись предварительные списки зачисленных. Дальше на собраниях решали вопросы с формой и учебниками, а в ряде случаев — и с ремонтом классов. Теперь с формой, учебниками и ремонтом придется повременить, равно как и с летними отпусками учителей — в августе начнется самое интересное. Каждый директор будет знать, сколько заявлений о приеме подано в его учреждение, но вот точной информации, кто из детей останется учиться в этой школе, а кого могут перевести в другую, ни у кого из них не будет.
Собственно, в Комитете по образованию все это прекрасно понимают. И на заседании комиссии представитель комитета сказал, что у них нет возражений против принятия обращения. Депутаты просят министерство дать регионам возможность самостоятельно устанавливать сроки приема заявлений. Кроме того, депутаты предлагают распространить право первоочередного поступления в школу на детей, которые зарегистрированы в приписанных домах по месту пребывания и фактически там проживают.
С другой стороны, сами представители исполнительной власти обращаться в министерство по поводу корректировки приказа не собираются. Георгий Полтавченко не видит серьезных изъянов в новом порядке, а следовательно, и необходимости его корректировать.

Вероника АЗАРОВА