Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Вася васин: «всё будет гораздо лучше»

23 января 2012 10:00

Песни лидера питерского трио «Кирпичи» — о политике for fun



Вася В.


Питерское трио «Кирпичи» — первая российская группа, которая стала играть хип-хоп на гитарах. Лидер коллектива Вася Васин начал сочинять едкие саркастичные тексты, наполненные размышлениями об обществе, политике и экономике, в 90-е — когда писать песни на такие темы было ну совсем не модно. «Кирпичи» тем не менее почти сразу завербовали армию поклонников, а их песни разошлись на цитаты.
Новый альбом группы «Новые Кирпы Моо фак» и первое сольное творение Васи Васина Tsar Vasilich развивают фирменные «кирпичёвские» темы еще жестче, чем прежде. Досталось всем: поп-артистам и селебритис без определенных занятий, официальным политикам и внесистемной оппозиции, скандальным блогерам и рядовым обитателям социальных сетей, поборникам чистоты русского языка и адептам сленга.
Вообще при желании в вирши Васина можно «вчитать» и «вслушать» что угодно, хоть гомофобию с национализмом, хоть предчувствие конца света в одной отдельно взятой стране. Но у нас такого желания нет. Есть простое любопытство: что на самом деле думает автор таких песен? И как песня, всуе упоминающая премьера Путина в явно хулиганском контексте, попала на Первый канал, в святая святых державной пропаганды.


— Почему почти одновременно вышел твой сольник и альбом группы? Обычно сольные альбомы записывают, когда группе конец, но вы-то распадаться не собираетесь.
— Вообще-то альбом «Кирпичей» вышел больше полугода назад, а сольник Tsar Vasilich лежал в столе год. Он должен был быть на английском, точнее, на рунглиш — смеси английского с русским. Альбом не страдает амбициозностью, это развлечение для себя и моих друзей. Сделано в стиле lo-fi, низкобюджетно. Повесили в интернете, доступ свободный: хочешь — плати, хочешь — скачивай так. Всем очевидно, что если альбом появляется хоть где-то в Сети, то он доступен везде. Но мы решили, что все равно выпустим материал на дисках, потому что некоторые хотят его иметь. Таких людей меньше, чем тех, кто скачивает, но спрос есть.
— «Новые Кирпы…» — первый ваш альбом, в записи которого участвовали другие музыканты, среди которых — Шнур и Нойз MC, которого можно считать вашим духовным сыном.
— Нойз начал карьеру на 12 лет позже нас, поэтому у него прошло всё лучше. Когда мы выпускали первые три пластинки, это было с 1995 по 2000 год, тогда люди жили хуже, меньше ходили на концерты и покупали альбомы. Сейчас с этим как-то повеселее.
— Нойза считают первооткрывателем гитарного хип-хопа, у него больше известности, чем у вас. Не завидуешь?
— Нет никакой обиды, конечно. Мы похожи по жанру, но все-таки разные. Нойз изначально ориентирован на успех, коммерческий в том числе. Но то, что он делает, это очень талантливо. К тому же мы хорошие друзья. Нормально. Ничего против не имею.
— Твои тексты всегда касались политики и общества, но раньше это было как будто никому не нужно. Теперь ты чувствуешь, что социальный протест в рок-музыке снова востребован?
— Да, он востребован. Более того, артисты делают конъюнктурные ходы, которые позволят собирать больше народу на концерты. В Москве, кстати, люди гораздо более политизированы, чем в Петербурге или в провинции. В столице на вечеринках люди говорят о политике, и это — одна из главных тем обсуждения! А в Питере это больше for fun, прикола ради.
— Раньше вы пели про «Доллар меня кинул,/ он меня бил,/миром правит доллар». Ничего не изменилось?
— Нет. Мало того, эта песня сейчас обрела новую популярность — люди на концертах ее требуют. Потому что ничего особенно не поменялось…
— В YouTube есть ролик — ваше выступление с песней «Конь-людоед» на Первом канале.
— Нас действительно показали по Первому каналу. Это была молодежная юмористическая программа. Довольно сомнительный жанр в общем-то. Но нас позвали туда, мы приехали, пробыли день в Москве, записали шоу. Я думаю, руководству канала просто понравилось, что в тексте есть названия нескольких проектов Первого: «Давай поженимся» и «Модный приговор».
— Строка из «Кирпичей»: «Путина потчуют листьями коки». Из твоей сольной песни Add Me I Rock: «Мне вообще нравится всякая похабель./ Нет группы такой?/Давай замутим./ Мне нереально нравится Путин» — чего ты привязался к премьер-министру?
— Да ни к кому я не привязывался. А строчку придумал потому, что наткнулся на группу «ВКонтакте», которая называется «Мне реально нравится Путин». У группы количество участников зашкаливает, это понятно, но само название ее подразумевает, что Путин нравиться не может. Вот эти оговорки: реально, действительно — как будто человек сомневается.
— Они себя убеждают?
— Да, похоже.
— Зачем людям группироваться вокруг действующего политика? Они же не политические активисты, не члены партии наверняка…
— Людям надо же прибиваться к какой-то общности, к коллективу. Вот и ищут. В надежде на лучшую жизнь.
— Песня Add Me I Rock, о который мы сейчас говорим, выражает твой скепсис по отношению к социальным сетям, так?
— Выражает, конечно. Но вообще соцсети — это прикольно. Я плохо представляю себе, как люди раньше жили, без социальных-то сетей. Я вот лично увлечен «Живым журналом» и «ВКонтакте». Так увлечен, что это отнимает массу времени. Уже пора себя ограничивать.
— Пару лет назад считалось, что для рекламы концертов более всего нужен интернет-промоушн. Потом выяснилось, что он не работает без обычной расклейки афиш. У вас как?
— Именно в нашем случае интернет-промоушн не сильно работает. Но он хорош для узкоспециальной музыки, для групп, которые собирают меньшие площадки. Идеальная схема для «Кирпичей» — это стандартная реклама: афиши, радио. У нас настолько всё стабильно, что тьфу-тьфу-тьфу. Народ ходит. На жизнь хватает. И всё будет еще гораздо лучше. И у нас, и у страны.

Беседовал Александр БЕЛЯЕВ