Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Торг здесь совсем неуместен

1 декабря 2011 10:00

Комитет по информатизации и связи (КИС) без открытых торгов разместил у подведомственного ГУПа «Санкт-Петербургский Информационно-аналитический центр» госзаказы на полмиллиарда рублей. Примечательно, что глава комитета Александр Демидов и руководитель центра Борис Исаев не предоставили информацию о своих доходах, вопреки распоряжению губернатора об обязательной декларации доходов госслужащих.



Сколько стоит софт построить?
На работу Комитета по информатизации и связи из бюджета города в этом году выделили более 3 млрд рублей. Больше четверти этой суммы ушло на закупки без проведения открытых торгов, на безальтернативной основе. Согласно сайту zakupki.gov.ru, за семь месяцев — с апреля по октябрь 2011 года — комитет разместил 19 госзаказов почти на 1 млрд рублей. Большинство заказов заключались с подведомственным КИС предприятием — ГУП «Информационно-аналитический центр».
На сайте есть названия кон­трактов, но отсутствуют их тексты, поэтому понять, на что именно комитет собирается потратить средства, сложно. Озадачивают, например, «Консультационные услуги по программному обеспечению», за которые комитет выложил ГУП «ИАЦ» больше 67,5 млн, или менее дорогой, но не менее загадочный контракт «Услуги по исследованиям в области естественных и технических наук» за 3,5 млн рублей.
Но даже простое изучение реестра контрактов выявляет интересные закономерности. За последние семь месяцев из 19 заключенных комитетом контрактов только два (на общую сумму 2,5 млн руб.) были отданы на исполнение частным ЗАО. Еще два контракта стоимостью полмиллиона рублей передали научно-производственному предприятию «Системные технологии защиты информации».
На фоне этих сумм внушительными выглядят средства, полученные от комитета подведомственными ГУПами — Информационно-аналитическим центром и Автоматической телефонной станцией Смольного. АТС Смольного получила заказ на 374 млн за «проведение инженерных изысканий, проектирование телекоммуникационной сети для нужд исполнительных органов Петербурга и координацию работ в сфере информационно-коммуникационных технологий в рамках создания единой мультисервисной телекоммуникационной сети». Из официального ответа комитета, куда корреспондент обратился за разъяснением, откуда появилась такая цена и насколько она обоснованна, следует, что руководство комитета считает расценки «соответствующими видам и объему работ».

Чемпион по госзаказу
Абсолютный же лидер по контрактам — ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр». Функции центра лежат в «области информатизации и информационного обеспечения органов госвласти Петербурга и других организаций, а также предоставления услуг в сфере создания и использования современных информационных и телекоммуникационных систем, средств и технологий». Комитет по информатизации одарил его 14 заказами.
172,5 млн руб. КИС отдал ГУПу за четыре заказа по «обеспечению деятельности многофункционального центра предоставления госуслуг». «Консультационные услуги по программному обеспечению» за 67,5 млн (см. выше) оказались эксплуатацией этого самого центра.
Уже упомянутые туманные «услуги по исследованиям и разработкам в области естественных и технических наук» оказались «работами по поддержке деятельности органов госвласти Петербурга в области защиты прав потребителей». Есть в реестре и еще более странный заказ на «работу по поддержке деятельности органов госвласти» за 15,3 млн рублей. В чем должна состоять эта самая поддержка на деньги налогоплательщиков, не сказано.
Оценить, много или мало КИС платит за проведенные работы, не представляется возможным. Во-первых, при расчете цены контрактов чаще всего комитет ориентировался не на рыночные цены, а на распоряжение КЭРППиТ №?1751-р «Об утверждении нормативов финансовых затрат на сервисное обслуживание средств информационных технологий», в котором указаны лишь лимиты финансирования.
Во-вторых, продукт ИАЦ слишком виртуален для того, чтобы вывести четкие критерии оценки успешности выполнения работ. Как выяснить, насколько эффективно были освоены 15,3 млн рублей на «поддержку деятельности органов власти»? Или оценить, насколько успешно в Петербурге развили систему «ЗАГС» за 40 млн? Это не асфальт и не трубы, которые худо-бедно, но можно посчитать.

Там, где нет конкуренции, спится лучше…
Федеральный закон №94 «О размещении государственного заказа» обязует госзаказчиков проводить аукционы в электронной форме и размещать информацию о них на электронных площадках. В идеале это должно экономить бюджетные средства, так как конкуренция заставляет частников снижать цены и делать весь процесс открытым и прозрачным.
В исключительных случаях допускается заключение контрактов без открытых аукционов, методом выбора единственного поставщика. Михаил Евраев, начальник управления контроля размещения государственного заказа ФАС, в комментариях изданию отметил, что это возможно, если контракт не превышает 100 000 рублей или в определенных случаях.
На наш запрос, на каком основании заказы по разработке софта были переданы единственному поставщику, в комитете ответили, что они руководствуются именно 94-м ФЗ, согласно которому размещение заказа у единственного поставщика возможно, если услуга оказывается органом исполнительной власти или подведомственным госучреждением.
Да, ГУП «СПб ИАЦ» — подведомственное учреждение, как и отмечено в законе. Но, по словам Евраева, это возможно, только если другие хозяйствующие субъекты не могут осуществить какую-то услугу. В любом другом случае требуется провести конкурентные торги». Разработку софта, программ и выполнение аналитической работы по сбору информации может делать и частная компания.

Где деньги, брат?
После перехода Александра Демидова на пост председателя комитета по информатизации и связи количество госконтрактов, заключаемых с петербургскими ГУПами, резко увеличилось. Чиновник занял свой пост в феврале 2011-го. На момент написания материала узнать что-нибудь о материальном состоянии главы комитета так и не удалось. Дело в том, что вопреки приказу от 26 февраля 2010 года, подписанному губернатором Валентиной Матвиенко, по которому госслужащие обязаны публиковать сведения о своих доходах и имуществе, а также их супругов и несовершеннолетних детей на официальных сайтах комитетов или на сайте Смольного, декларация Демидова не была размещена в открытых источниках.
Не удалось ознакомиться и с официальными доходами главы петербургского информационно-аналитического центра Бориса Исаева. Он также не разместил своей декларации, несмотря на то, что с 1 октября этого года перешел из ГУПа в подчинение Демидову, а именно стал его заместителем, то есть госслужащим. Примечательно, что ГУП, несмотря на подчиненность городским органам власти, согласно распоряжению правительства №?331-ра от 14.06.2001, обязан отдавать городу лишь половину годовой прибыли. При этом половина считается от чистой прибыли, то есть той, которая осталась у предприятия после выплат всех налогов, сборов, зарплат и т. д. Остальными же деньгами центр может распоряжаться на свое усмотрение.


КСТАТИ
В целом скандалы сотрясали СПб ИАЦ не раз. Так, в прессе всплывала информация о том, что центр попадался на налоговых махинациях — по сведениям СМИ, в 2005?г. глава Контрольно-финансового комитета Дмитрий Буренин выяснил, что справка из налоговой, которую предоставил информационно-аналитический центр, была подделкой. Тогда Буренин наотрез отказался комментировать эту ситуацию, а директор центра Виктор Уткин ушел «по собственному желанию».

Ольга МЯСНИКОВА