Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Возвращается боль, потому что ей некуда деться

20 декабря 2010 10:00

Спектакль «Александр Галич. Возвращение» — дипломная работа выпускников актерского курса Санкт-Петербургской театральной академии — родился из студенческих работ. Как витраж, он составлен из монологов разных, но объединенных страшной эпохой людей. Эту работу весной 2011 года (в марте) увидят там, где в известные времена размещались сталинские лагеря для репрессированных. Этапы просветительских благотворительных гастролей: Емва, Ухта, Печора, Инта, Воркута, Лабытнанги, Салехард.

«Галич» отправится в Емву, Ухту, Печору, Инту, Воркуту, Лабытнанги, Салехард



Время Галича
По словам художественного руководителя петербугского Интерьерного театра, режиссера Николая Беляка, вместе с коллегами представившего спектакль в пресс-клубе «Зеленая лампа», «прикосновение к тому времени — способ не забывать о том, о чем никогда нельзя забывать».
— Опасный симптом забвения разъедает души, поэтому прошлое необходимо понять, постараться внутренне пережить даже тем, кто в силу возраста не мог быть участником и свидетелем тех событий, — утверждает он. — Вместе с тем «Александр Галич. Возвращение» — вовсе не тот спектакль, который несет некий тезис, обязательный для того, чтобы его принимали или не принимали, — он в состоянии сам себя защитить, в монологах — правда о судьбах людей. Сила именно в этой правде.
Понять атмосферу времени, о котором идет речь, актерам помогли сотрудники научно-информационного центра «Мемориал», над этим проектом они работали вместе с правозащитниками.
— Маршрут проходит по местам особой памяти, помогающей многое осмыслить и понять, — в этом главная ценность проекта, и еще в том, что спектакль — воплощение этой памяти, — считает директор «Мемориала» Ирина Флиге.
«Спектакль для меня по многим причинам — событие личное, как личным остается время Галича, — отмечает главный художник театра Марк Борнштейн. — Когда начиналась работа, о гастролях мы не мечтали, и тем значительнее для театра предстоящие встречи с городами, где актерам предстоит побывать».
К тому же участники гастролей надеются найти в городах живое продолжение спектакля. Это продолжение — в разговорах с бывшими ссыльными и их детьми может послужить основой для нового, не менее содержательного спектакля, — считают они. Нам воздастся огнем и мечом. Известно, что очень трудным временем для Александра Галича было начало семидесятых. В 1971-м «за антисоветские песни» он был исключен из Союза писателей СССР, в 1972-м — из Союза кинематографистов, а в 1974-м вынужден эмигрировать, после чего постановлением Главлита по согласованию с ЦК КПСС все его ранние произведения были в стране запрещены.
Правозащитники с сожалением констатируют факт: современное историческое знание о Большом терроре и публичная память о нем заметно разошлись. А Ковалевская пустошь сродни бедам нового времени — гибели современников, не отступивших в стремлении доказать что-то важное. Анна Политковская, Станислав Маркелов и Анастасия Бабурина, Наталья Эстемирова — да мало ли еще…
То и дело возвращается боль, о которой говорится в последнем перед гибелью (15 декабря 1977 года) стихотворении Галича:

За чужую печаль и за чье-то незваное детство
Нам воздастся огнем и мечом и позором вранья.
Возвращается боль, потому что ей некуда деться,
Возвращается вечером ветер на круги своя.

Евгения ДЫЛЕВА