Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Химки мигрируют в юнтолово

25 ноября 2010 10:00

Строительство северного участка Западного скоростного диаметра грозит Петербургу новыми Химками. Уничтожит ли трасса городские природные оазисы или бережно обойдет их стороной — зависит от нас с вами.

Северная столица имеет шанс внедрить уникальную инновацию — спасение собственной среды обитания





Слишком умные? Учите матчасть!
В последнее время в нашей стране много говорят об инновациях. Модное словечко пришло с Запада, но там оно означает, как ни странно, совсем не то, что в наших телевизорах. Инновации — это вовсе не приказ президента всей стране разом отказаться от лампочек Ильича или выделить энное количество миллиардов на магические нанотехнологии. Инновации — это такая организация жизни общества, при которой ученые, совершающие открытия, имеют прямые каналы выхода в общество, в СМИ, в бизнес, во власть. При которой как научные прорывы, так и тревожные предостережения лучших умов отечества сразу становятся насущной повесткой дня всей страны, а не пылятся десятилетиями в никому не известных узкопрофильных журналах.
На пресс-конференции в Институте региональной прессы выступали ученые, обеспокоенные тем, к чему может привести бездумное строительство Западного скоростного диаметра (ЗСД). Но их инновация — альтернативный проект, который мог бы сохранить уникальные природные комплексы и не позволить еще сильнее ухудшить качество жизни горожан, — никому не нужна. Их предложения были изложены в обращении к президенту, к губернатору.
— Когда мы написали Матвиенко, излагая выкладки ученых против строительства ЗСД, ответ был примерно такой: «Нам важна ваша гражданская позиция. Но мнение ученых может быть ошибочным. Ходите в библиотеки и изучайте материалы», — рассказала Татьяна Шарыгина из организации «Защитим остров Васильевский» (ЗОВ).

Беззвучные грузовики
На пресс-конференции были представлены два доклада. Первый касался шумового загрязнения, которое создаст ЗСД.
— Мои дипломанты проводили измерения вдоль некоторых уже построенных участков трассы. Оказалось, что, несмотря на звуковые экраны, уровень шума там значительно превышает установленные нормы. По-хорошему, жить в этих домах нельзя, — полагает Андрей Ахматов, президент Восточно-Европейской ассоциации акустиков. — Как сами звуковые экраны, так и места их постановки вызывают у специалиста моего уровня только смех.
Но смех Андрея Андреевича, надо сказать, не веселый. Нарушений действующего антишумового законодательства в существующем проекте северного участка ЗСД он нашел массу.
Во-первых, расчет уровня шума, как он заявляет, ведется не по существующим санитарным нормам и правилам: считают только «кривую А», т. е. шум слышимого нашим ухом спектра. Хотя самый вредный — низкочастотный шум, которого мы не различаем, — распространяется по другим траекториям и требует совсем иного подхода к защите.
Во-вторых, даже для поглощения шума по кривой А запланированные по проекту экраны стоят неправильно: близко к домам, а не к источнику звука.
Кроме того, имеющимся подсчетам вряд ли можно доверять: из исходных данных, например, получается, что грузовик шумит меньше легковушки; расчет ведется исходя из скорости транспорта 80 км/ч, хотя трасса рассчитана на 120; высчитывается допустимость уровня шума в помещениях, а не на территориях (получается, что летом в домах нельзя будет окна открыть — а то получай превышенный уровень шума и как следствие — постоянное плохое самочувствие, подавленное настроение, а то и какие-нибудь заболевания). Далее, некоторые территории, в частности поселок Белоостров, обсчитываются в проекте как промзоны, хотя там обычная жилая застройка (а для жилых районов и промзон в законах, естественно, предусмотрены разные допустимые уровни шума).
Наконец, по центру города, как полагает Андрей Ахматов, трассу подобного уровня можно пускать только в тоннеле (или просто накрыть дорогу колпаком, если закопаться под землю не получится) — тут никакие экраны не помогут.
— На Западе подобные проблемы решаются именно так, — подчеркнул ученый, — скоростные дороги прокладывают либо вдали от застроенных территорий, либо пускают под землей в тоннелях.
«Можно констатировать, что отмеченная ситуация с транспортным строительством, близкая к катастрофической, является следствием низкого качества проектирования или сознательного игнорирования установленных законами норм, влияющих на шумовое загрязнение окружающей среды», — пишет в своем докладе Андрей Ахматов.
Радует то, что, по словам ученого, организация, занимающаяся экологическим обслуживанием строительства ЗСД, уже согласилась с некоторыми представленными им доводами и вроде бы готова вносить изменения в проект. Но к чему это в итоге приведет, пока сказать невозможно.

Лоси, ласки, кабаны и медведи
Второй доклад подготовили ученые Большого университета Григорий Исаченко и Андрей Резников, доценты кафедры физической географии и ландшафтного планирования СПбГУ. По их мнению, в результате строительства ЗСД по имеющемуся проекту серьезно пострадают три особо охраняемых природных территории (ООПТ), из которых одна действующая и две планируемые, а также самая большая рекреационная зона Приморского района.
Массив относительно дикой природы площадью 3 кв. км, прилегающий к Юнтоловскому заказнику и находящийся между Планерной и Камышовой улицами, «согласно оценкам, в среднем посещается одним жителем Приморского района около трех раз в год». Это, кстати, та самая территория, на которой, несмотря на протесты жителей, собираются строить зоопарк.
Во-первых, в результате строительства ЗСД в этот лес не так просто будет добраться (дорога отделит его от жилых кварталов). А во-вторых, какая там рекреация — если рядом неизвестно сколько продлится стройка, а потом будут на дикой скорости мчаться фуры?
«При строительстве и эксплуатации ЗСД гидрологический режим этой территории будет существенно нарушен, — сообщается в докладе. — Загрязняющие вещества, в частности тяжелые металлы, станут мигрировать по торфяному массиву в пределах всей зеленой зоны. Будет полностью уничтожено единственное сохранившееся в Приморском районе верховое болото с популяцией охраняемого растения — восковника болотного. В результате экосистема лесов, болот и водоемов по левому берегу реки Каменки, служащая буфером для заказника «Юнтоловский», будет полностью разрушена в наиболее сохранившейся пока части».
Дальше ЗСД пройдет по краю собственно Юнтоловского, что сохранности ему не добавит. Из-за аналогичного загрязнения, шумового и водного (в первую очередь основных артерий заказника — рек Черная и Каменка), возникнет угроза останавливающимся здесь перелетным птицам, а также живущим постоянно лесным хорькам, ласкам, редким и охраняемым видам растений и грибов. Нарушатся условия миграции животных, например лосей.
Но если Юнтоловский в результате строительства ЗСД хоть и пострадает, но может до конца не умереть, то проектируемому региональному комплексному заказнику «Левашовский лес» точно придет конец — его ЗСД перережет пополам. Пока в этом лесоболотном массиве живут лось, кабан и даже бурый медведь встречается. Дорога полностью перекроет им пути миграции, и животные погибнут.
Достанется и еще одной проектируемой ООПТ — «Сестрорецкий заказник». Шум, сток загрязненных вод — все это ударит по нему не слабее, чем по Юнтолово.

Альтернатива
В концепции ЗСД, по мнению ученых, заложено противоречие: если цель строительства этой дороги — связать северные и южные районы города, т. е. выполнять внутригородские задачи, то зачем включать ее в Панъевропейский транспортный коридор? Для обычной внегородской трассы максимальную скорость можно ограничить 90 км/ч, а не 120 км/ч, как сейчас, что серьезно снизило бы вредное воздействие дороги на окружающую среду.
Однако этого мало — чтобы минимизировать отрицательные эффекты от строительства ЗСД, ученые предлагают проложить трассу по другому маршруту: обход Юнтолова слева, а не справа практически исключит попадание вредных веществ на территорию заказника с водой и ветром; отведение трассы в сторону от Левашовского леса с одновременным подъемом части ее на эстакаду спасет и его, и Сестрорецкий разлив, причем эстакада оставит крупным животным возможность мигрировать.
Конечно, такое изменение проекта приведет к удорожанию строительства. Насколько — Григорий Исаченко ответить не смог:
— Мы же географы, а не экономисты. Нужно подключать профессионалов других профилей к этой работе, — заявил он. — Если бы городские власти заинтересовались возможностью спасти уникальные природные территории, мы оказали бы всю помощь, которая в наших силах.
«Возможно предложение других вариантов северного участка ЗСД, — пишут ученые по окончании описания своего альтернативного проекта. — Важно найти решение, позволяющее улучшить транспортную ситуацию в городе с минимальным ущербом для окружающей среды Петербурга. В конечном счете дороги строятся для людей, а не для машин: тогда нужно ли их строить так, чтобы ставить под удар качество среды обитания жителей города?»
Общественники из ЗОВа пообещали отправить материалы пресс-конференции городским властям.
Строительство северного участка ЗСД уже началось. Пока еще можно спасти леса и болота, чудом уцелевшие вблизи мегаполиса, но времени остается все меньше и меньше. Общественные организации, жители Приморского района обязаны объединить усилия с учеными и заставить власть прислушаться к их мнению. Чем питерские леса хуже Химкинского?

Анджей БЕЛОВРАНИН
Фото из архива «Новой»