Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Оптимизация — плюс, школа — минус

30 сентября 2010 10:00

Под флагом оптимизации расходов закрываются школы, поликлиники, сокращаются бюджетные места в больницах и вузах. Совсем недавно то же самое происходило и с детскими садиками: мало детей — значит надо садик закрыть. В результате от такого якобы экономического подхода страдает самая беззащитная часть населения страны — дети, пожилые люди. Обычной российской семье власть постоянно посылает сигнал: вы нам не нужны, нам нужны только успешные, то есть богатые.

Говоря об экономической целесообразности, чиновники забывают о реальной жизни





Вас мало? Значит, вас нет
На каникулы девятиклассники 93-й школы Калининского района уходили, не зная, смогут ли они вернуться в свою школу. То есть им еще весной сказали, что десятые классы формироваться не будут, но родители до последнего не верили, что их детей просто так выставят из привычных стен.
В письме на имя уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге родители будущих десятиклассников так и написали: «Мы не считаем веской причиной реорганизацию, ведь начало ее намечено только приблизительно. В нашем классе сложился благополучный, дружный коллектив. Дети хорошо общаются между собой, уважительно относятся к преподавателям. Кроме того, один из наших классов — спортивный. Это подрастающее поколение ФК «Зенит». Будущие спортсмены уже были однажды вырваны из родных школ, когда переводились по приглашению клуба сюда, чтобы учиться вблизи тренировочного комплекса «Зенит». Где сейчас будут обучаться эти дети?..»
Летом в здании 93-й школы начался ремонт; школа ждала этого давно: выглядит она и снаружи, и изнутри, прямо скажем, потрепанной. К тому же осенью ей предстоит принять в своих стенах часть соседней 184-й школы, которая на год закрывается на капитальный ремонт (другая часть 184-й будет учиться в здании 162-й школы, которую потом ждет реорганизация).
Но и по внутреннему содержанию 93-я школа, прямо скажем, не отличалась какими-то выдающимися успехами: наполняемость здесь не 600 учеников, как положено по нормативам, а немногим более 200, ни в каких громких проектах школа участия не принимала, первые классы в последнее время тоже не удавалось полностью укомплектовать — в окрестных домах, построенных в 60–70-х годах, население стареет, детей мало. А жители появившихся в последнее время здесь современных и комфортабельных многоэтажных домов не хотят, чтобы их дети ходили в эту маленькую, более чем скромную и негромкую школу.
— Мы еще в начале года предупредили родителей, что десятых классов не будет, — говорит Инна Хохоткина, исполняющая обязанности директора, преподаватель биологии. Она преподает здесь 16 лет, эту школу окончил ее старший сын. — Но они все равно не хотели в это верить, писали письма, видимо, надеясь на чудо.
Чуда не произошло, и сейчас, как рассказала Инна Геннадьевна, по ее сведениям, все будущие десятиклассники разошлись кто куда — в 184-ю, в 121-ю школы. В результате спортивный класс перестал существовать. По словам Инны Хохоткиной, в следующем, 2011 году 93-я школа намерена сформировать свои десятые классы и возобновить обычную работу.

Приказ — стать успешными!
— Ничего подобного! — категорически опровергла слова и. о. директора 93-й школы Наталья Кадетова, начальник сектора отдела образования Калининского района. — У нас уже есть решение ликвидировать эту школу! Потому что, с нашей точки зрения, ее управленческая деятельность находится на очень низком уровне.
По словам Натальи Юрьевны, чиновники Калининского роно пришли к такому решению давно, по результатам мониторинга и многочисленных проверок. В 93-ю родители не торопятся отдавать своих детей, ее ученики сдают ЕГЭ с не самыми выдающимися показателями, школа из года в год недоукомплектовывается.
— А у нас рядом есть очень успешные школы — 121-я, 470-я гимназия, — говорит Наталья Кадетова. — Многие родители хотят, чтобы их дети учились там, но у 470-й гимназии не хватает мощностей. Поэтому мы и решили передать здание 93-й школы под нужды 470-й гимназии. В конце концов, главная задача образования — сделать наших детей успешными!
Формально чиновников можно понять: есть приказ об оптимизации расходов на школьное образование, и его надо выполнять — зачем топить стены школы, в которой учится не 600 детей, а чуть больше 200? Есть спрос на обучение в 470-й, но у нее нет дополнительных помещений, значит нужно перетасовать школьные здания.

Чиновники на страже разрухи
Но на эти вроде бы вполне логические аргументы есть и другие доводы, которые сформировала сама жизнь. Особенно наша, в недавнем прошлом — советская: идея укрупнения (а именно это и предполагают делать нынешние российские чиновники от образования со школами) всего и вся в Советском Союзе привела, например, к полному развалу сельского хозяйства, к постоянным сбоям в работе промышленных предприятий, сырье или комплектующие для которых привозили за десятки тысяч километров. Кстати, одной из основных причин несостоятельности таких укрупнений стала проблема руководства — оказалось, невозможно управлять из одного центра подразделениями, находящимися в разных концах страны.
Что уж говорить о школе! Если разные части одной школы (собранной под одним номером) находятся на расстоянии нескольких кварталов друг от друга, то о какой «единой школьной семье» приходится говорить? Ученик может просто физически не дойти со своей жалобой или просьбой до директора, который находится за пределами школьного здания. И если количество учеников в 470-й гимназии за счет присоединения нескольких школ увеличится в полтора-два раза, то количество родителей, которые захотят пообщаться с директором, возрастет раза в четыре — и все это придется на одного руководителя. Простая логика говорит, что директор физически не справится с такой нагрузкой, следовательно, ему придется превращаться в формального руководителя, перекладывая большую часть общения с учениками и их родителями на помощников и заместителей.
Есть и другой участник в сложившейся ситуации: если действительно 93-я школа (и другие, подобные ей) уже не один год не соответствовала требованиям стандартов обучения, то где же все эти годы были чиновники из управления образованием? Они просто наблюдали за тем, как 93-я школа приходит в упадок? Это очень напоминает ситуацию со старыми домами в центре Петербурга: сначала чиновники ничего не делают для поддержания и сохранения старого фонда, а когда дома приходят в аварийное состояние, радостно дают добро на его снос.
Может быть, это чиновники районного отдела управления образованием показали очень низкий уровень управленческой деятельности? Но, похоже, самих себя они не считают виновными в том, что 93-я школа уже несколько лет недобирает учеников, что она внешне выглядит запущенной (средств на ее капитальный ремонт в Калининском районе так и не нашлось), что классные и педагогические коллективы, которые формировались годами, разрушаются.

Наталья ШКУРЕНОК
Фото Михаила МАСЛЕННИКОВА


Справка «Новой»
По данным Комитета по образованию Петербурга, переполненных школ в городе сравнительно немного, это всего 13% от общего числа. Таких школ больше всего в Приморском, Кировском и Московском районах. Недогруженных школ — 35%. То есть нехватку детей испытывают 248 школ, а переполнено — 92. Это, по мнению чиновников, зависит не только от демографии: частично проблема связана с переводом школ на подушевое финансирование, когда деньги, которые бюджет тратит на обеспечение образовательного процесса, идут за учеником. Переполненные школы получают больше средств и могут обеспечить лучшие условия. И как следствие — все больше родителей хотят отдать туда своих детей. В связи с этим возникает вопрос оптимизации сети школ города, потому что бюджет несет огромные расходы по содержанию полупустых зданий: оплата электроэнергии, коммунальных услуг, ремонта идет на то число учеников, на которое школа была рассчитана изначально.
В 2010 году по городу возможны семь реорганизаций школ, подобных 93-й.
Но, по мнению председателя Комитета по образованию Ольги Ивановой, подходить к этому вопросу надо с очень большой осторожностью: сейчас многие детские сады города переполнены, значит, детей в школах очень скоро прибавится, следовательно, все школьные здания необходимо сохранить в системе образования города. При Комитете по образованию есть комиссия по оптимизации сети городских общеобразовательных учреждений: она не дает своих распоряжений, но рассматривает инициативы районов, которые знают положение дел в каждой школе гораздо лучше городских чиновников. Самый оптимальный вариант, как считает Ольга Иванова, — соединение в один комплекс переполненных и недогруженных школ, при этом классы начальной школы выводятся в отдельное здание. Так было сделано в Московском районе с 524-й гимназией и 511-й школой, в Василеостровском районе были объединены 642-я гимназия и 645-я школа. При этом, как считает Ольга Иванова, педагогические коллективы обеих школ необходимо сохранить, включая руководителей, а учеников довести до выпуска в составе прежних классов и с той же программой, какая была изначально, если они этого хотят.