Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Неизведанный мир на сцене интерьерного театра

17 мая 2010 10:00

Второй Международный театральный фестиваль TERRA INCOGNITA вновь подарил петербургскому зрителю возможность стать участником театральных событий, недоступных широкой публике



В Петербурге, как и по всей России, театральных фестивалей различного формата великое множество. Необходимость создания еще одного требует объяснений. Идея заключена, очевидно, уже в самом названии: TERRA INCOGNITA (неизвестная земля). По словам председателя оргкомитета, художественного руководителя Интерьерного театра Николая Беляка, задача TERRA INCOGNITA — пропаганда открытий в современном камерном театре России и Европы, посвященных острым социальным темам нашего времени, раскрытие белых пятен в культуре, выявление оригинальных жанров, утерянных произведений и забытых имен.
Одним из удивительных открытий первого фестиваля, состоявшегося год назад, стала «Ленинградка» — синтетический спектакль студии «Куб», соединяющий театр кукол и киноизображение, хроникальные кадры и художественную съемку. Успех этого спектакля был вызван не только непривычностью языка и формы, но, скорее, волнующим содержанием (полусказочная история, связывающая день сегодняшний и блокадную ленинградскую зиму) и ясной человеческой позицией авторов.
Фестиваль TERRA INCOGNITA настаивает на своей приверженности общечеловеческим ценностям, ищет в спектаклях не только художественную оригинальность, но и общественную значимость проблематики. В программу включаются камерные, некоммерческие проекты, которым необходима поддержка, внимание критики, признание коллег.
Награды — оригинальные маски, созданные замечательным театральным художником Марком Борнштейном, присуждаются открытиям, свершившимся на фестивале: Открытие Автора, Открытие Режиссера, Открытие Актера, Открытие Художника.
Участниками нынешнего фестиваля, организованного и проведенного Интерьерным театром при поддержке Комитета по культуре, стали восемь творческих коллективов: три мастерские Петербургской театральной академии, три оригинальных проекта и две постановки петербургского и волгоградского театров.
Одним из победителей стал проект режиссера Александра Нордштрема «Остров Сахалин. Часть первая» по книге А. П. Чехова «Остров Сахалин» (постановки в Белорусском национальном театре им. Янки Купалы и в Сахалинском международном театральном центре им. А. П. Чехова), номинация «Открытие Автора». Жюри под председательством известного режиссера Влада Дружинина оказалось в сложном положении: приезд сахалинского спектакля в последний момент был сорван, и режиссеру пришлось представлять зрителям лишь видеозаписи… Но и на экране обе версии никогда не ставившихся на сцене чеховских путевых записок производят сильное впечатление. Белорусский вариант — это моноспектакль обаятельного Романа Подоляко, на Сахалине история представлена тремя актерами и двумя музыкантами. Главное же в обеих версиях — взволнованный рассказ о страшном мире человеческих страданий.
Номинации «Открытие режиссера» и «Открытие художника» в этом году жюри решило не присуждать, зато в программе обнаружились два «Открытия актера». И такой результат закономерен: сценография камерных бедных спектаклей обычно просто функциональна, а с режиссурой в отечественном театре сегодня гораздо больше проблем, чем с актерским искусством. Артисты же в современном театре неведомым образом самосохраняются, поддерживают профессиональную форму и оказываются интересными даже в слабых с точки зрения режиссуры постановках. Впрочем, награжденные на фестивале актеры с горе-режиссерами дела не имеют. Анна Волненко — пока еще студентка выпускного курса кукольного факультета СПбГАТИ (мастерская Игоря Зайкина), и ее работа сделана под руководством мастера. «Истории о жизни и смерти» объединили несколько работ курса: «Колыбельная» по «Истории одной матери» Г.-Х. Андерсена и оригинальный этюд «Война» созданы в эстетике театра кукол и теней, «Смерть и дева» по рассказу Р. Брэдбери — мини-спектакль с масками и элементами хореографии. Волненко сыграла главную героиню этой мистической притчи — сгорбленную крючком одинокую старуху, в жилище которой под разными обличьями старается проникнуть Смерть. И удается ей это сделать лишь в облике давно умершего возлюбленного девушки. Только мечта о любви, о близости с любимым заставляет старуху забыть о страхе смерти…
Еще одним лауреатом в актерской номинации стал молодой актер Максим Диденко. Он вместе с Павлом Семченко (Русский инженерный театр «АХЕ») является не просто исполнителем, но и автором представления «Непрерывная кривая». В этой пластической композиции нет логически выстроенного сюжета, действия актеров абсурдны, непонятны, забавны, но оторвать глаз от игровой площадки невозможно. Увлекает не история, а бесконечно остроумная и ловкая игра с предметами, превращение «мертвой» материи (игрушек, стола, бутылки, шариков для пинг-понга…) в живую и обратное обращение живого актерского тела в неподвижный манекен, в объект для самых немыслимых манипуляций партнера. Диденко существует на сцене одновременно как клоун, акробат и драматический актер, при этом его воздействие на зал поражает. Зрители превращаются в детей и готовы смеяться, сочувствовать и следить за актером, затаив дыхание.
Поддержка именно этого проекта интереснейшего театра «АХЕ», потерявшего возможность постоянно работать в родном городе, представляется принципиальным шагом фестиваля. Закрытие актерского клуба «Антресоль», стационара театра «АХЕ» и прокатной площадки для самых разных «неформальных» коллективов, — культурная катастрофа для Петербурга. Радостно, что Интерьерный театр предоставил бездомному театру возможность выступить на своей сцене.
Кроме главных призов, масок, на закрытии фестиваля были вручены дипломы двум студенткам выпускного курса мастерской Николая Беляка за исполнение ролей в спектакле «Репетируем Чехова» (инсценировки рассказов Антоши Чехонте). Анна Щетинина сыграла гувернантку в «Размазне» и Катю в рассказе «Слова, слова, слова», показав, что способна быть на сцене и невыносимо смешной, и горько драматичной. У Светланы Кузнецовой в рассказе «Анюта» почти нет слов, хрупкая девушка смотрит огромными, в пол-лица, глазами, и в этом взгляде можно прочитать все — усталость, боль, преданность, страх одиночества.
Фестиваль — это конкурс, поэтому естественно, что остались спектакли, не получившие наград. Но вся программа была содержательной и профессиональной, так что выбор у жюри был трудный. Были показаны два моноспектакля: студента Мастерской Г. М. Козлова Ильи Шорохова «Сон смешного человека» по Достоевскому и недавнего выпускника курса Льва Додина Семена Александровского «История обыкновенного безумия» по Ч. Буковски. Была сыграна премьера спектакля «Гадание на кофейной гуще»: петербургский режиссер Галина Бызгу представила двух молодых, но уже любимых зрителями актрис Александру Ионову и Ларису Маркину с монологами по рассказам Людмилы Петрушевской. И наконец, на закрытии Волгоградский молодежный театр показал спектакль-дуэт «Загадочные вариации» по пьесе Э.-Э. Шмитта, режиссер — выпускник петербургской театральной школы Алексей Серов.
«Фестиваль был интересен не только публике, но и специалистам театра, так как представил чрезвычайно разноплановую программу и в жанровом отношении, и в отношении театральных форм», — подытожил председатель жюри Владислав Дружинин.

Евгения ТРОПП