Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Муниципальное раздвоение личности

13 ноября 2008 10:00

(это не ошибка, фамилия звучит именно так.

Прокуратура подозревает власть на местах в двойном финансировании

По всей видимости, правоохранительные органы взялись за муниципалов основательно. Только в минувшем октябре список уголовных дел в отношении муниципальных депутатов пополнился двумя новыми. Несмотря на крайне ограниченные полномочия муниципалов, постоянные проверки Контрольно-счетной палаты ЗакСа практически в каждом МО находили нарушения Бюджетного кодекса. Отсутствие полномочий не мешало депутатам практиковать двойное финансирование и нецелевое использование бюджетных средств.
Однако в таком количестве уголовные дела еще не возбуждались. Источники в правоохранительных органах связывают это с тем, что осень — срок выполнения основного объема работ по муниципальному заказу и при приемке работ вскрываются нарушения.




Гол в свои ворота
Одно из уголовных дел, получивших свое развитие в октябре, возбуждено в отношении депутатов МО 72 (Фрунзенский район). По версии районной прокуратуры, глава администрации муниципального образования № 72 Вадим Алексеев допустил превышение полномочий должностного лица, что привело к растрате средств муниципалитета. Как следует из материалов дела, главе в этом дружно помогали почти все депутаты МО. Каждый из эпизодов был проведен практически по одной и той же схеме: депутаты получили деньги за то, что должны были сделать бесплатно.
В феврале 2008 года муниципалы провели турнир по мини-футболу. Бремя организации мероприятия взял на себя депутат Алеханов. Чтобы он не выбился из сил, в подмогу была привлечена региональная общественная организация «Невский фронт», также на небезвозмездной основе. Все бы ничего, если бы президентом «Невского фронта» не значился все тот же Алеханов. Таким образом, за организацию мини-футбола народный избранник денежные средства получил дважды — по 25 тысяч за январь, февраль, март — как депутат, и 69 тысяч единовременно, как просто Алеханов. Такое муниципальное раздвоение личности.
Открытым остается вопрос о том, мог ли Алеханов вообще бесплатно провести этот турнир, в рамках своих непосредственных депутатских обязанностей?
Пока Алеханов — человек и депутат — поднимал спортивный уровень населения Фрунзенского района, его коллега депутат Ластовина — Прим. ред.) взялся за военно-патриотическое воспитание. Всего Ластовина получил из муниципального бюджета 150 тысяч рублей за 8 месяцев. За это время Ластовина разработал несколько планов соответствующих мероприятий, но, как установила прокуратура, ни одно из них не провел. Кроме того, выяснилось, что подобная работа депутата оплате не подлежит — это входит в его круг полномочий. Ради этого депутат, собственно и избирался.
Также районная прокуратура установила нарушения в оплате труда еще ряда депутатов муниципального образования № 72. По официальной версии, депутат Усова ежемесячно получала 23 тысячи рублей за оказание юридических услуг, не имея соответствующего высшего образования.
Согласно постановлению о возбуждении уголовного дела в отношении главы администрации МО № 72, депутат Гузеев небезвозмездно проводил проверку объектов мелкорозничной торговли, хотя подобные действия относятся исключительно к компетенции прокуратуры. Гузеев не имел право не только получать за это деньги, но и вообще заниматься этим. Исходя из тех же документов, депутат Емельянова получала ежемесячно 11 тысяч за надзор за мусорными площадками, что также не входило в компетенцию МС, а депутат Гаврилина проводила мероприятия для ветеранов, также выступая в двух ипостасях — депутата и педагога — организатора ПМК «Романтика». По заключению прокуратуры местной администрацией было вновь осуществлено двойное финансирование.
Считается, что среди городских муниципалов, не обремененных широкими полномочиями, двойное финансирование — самое популярное злоупотребление. Чаще всего это выглядит как адресное благоустройство, повторяющее список благоустройства, выполняемого другими органами (особенно это касается угловых домов, когда по одному списку проходит адрес здания по одной улице, а по другому — этого же дома, но по другой улице).
Отвечать за все вышеперечисленное, по всей видимости, придется главе муниципального образования Алексееву, подпись которого стоит под каждым документом необоснованного финансирования. Оплата производилась из подстатьи «Прочие расходы», статьи «Расходы на содержание и обеспечение деятельности руководителя и муниципальных служащих местной администрации».

Пять тысяч за права ребенка
В 30-м муниципальном образовании возбуждено уголовное дело по статье 159 УК РФ. Сотрудник муниципалитета Кайданов не стал связываться со сложными экономическими и бюджетными статьями, а, по версии прокуратуры Кировского района, прибегнул к такому простому человеческому преступлению, как мошенничество.
Одно из немногочисленных полномочий муниципальных образований — контроль соблюдения прав несовершеннолетних, проживающих на округе. Но при творческом подходе даже из этого небольшого полномочия удалось извлечь определенную выгоду.
При переезде семьи в другую квартиру необходимо получить справку от отдела опеки и попечительства муниципального совета № 30 («Красненькая речка») о том, что несовершеннолетние не ухудшают условия своего проживания. По закону рассмотрение этого вопроса должно занять у муниципалов не меньше месяца. В 2005 году, когда происходили события, привлекшие внимание правоохранительных органов, цены на недвижимость менялись очень динамично и ждать месяц было невыгодно. Неизменно в кабинете отдела опеки и попечительства просители поднимали вопрос: «А нельзя ли ускорить?» Просьба воспринималась с пониманием, и заявителю вручалась визитка с расчетным счетом, на который следовало перечислить сумму денег. Расценки — по 5 тысяч рублей за ребенка, права которого требовалось соблюсти. Осуществлялся ли контроль за жилищными правами детей — это еще предстоит установить.
Следствию стало известно о как минимум троих переселенцах, которым пришлось платить незаконные взносы. В результате их показаний выяснилось, что расчетный счет был оформлен на Александра Кайданова, являвшегося юристом МО «Красненькая речка».
Как установила прокуратура, дополнительные платные услуги в обязанности муниципального юриста не входили.
На допросе сотрудник отдела опеки и попечительства показала, что рекламировать услугу ускоренного оформления ее заставил Кайданов, пригрозив проблемами в карьере и ссылаясь на свои связи в Смольном и Мариинском дворце. Кроме того, он уверял, что схема «ускорения абсолютно законна и со всеми согласована».
Неизвестно, на что намекал Кайданов в своих ссылках на высокопоставленные связи, но повод для фантазии есть. МО «Красненькая речка» находится на округе спикера ЗакСа Вадима Тюльпанова, а депутатом муниципального совета до сих пор работает брат спикера ЗакСа Владимир Тюльпанов. А раньше там работал нынешний депутат ЗакСа Виталий Милонов.
Правоохранительные органы как раз выясняют вероятность участия высокопоставленных обитателей Мариинского дворца в этом и других уголовных делах, возбужденных в отношении бывшего муниципального юриста Кайданова.
К слову, в настоящее время Кайданов уже не является сотрудником муниципального образования. Однако, несмотря на то что он подозревается по уголовному делу и находится под подпиской о невыезде, Кайданов принят на работу в избирательную комиссию соседнего муниципального округа № 25 (ИКМО 25).

Наталья ВОЛКОВА
Карикатура Виктора БОГОРАДА



Справка «Новой»
Благоустройство — одна из основных сфер деятельности муниципалитетов. Вот примерная стоимость некоторых объектов благоустройства:
маленький детский городок — 30–40 тыс. руб.;
городок большой — 80–100 тыс. руб.;
карусель — 15–25 тыс. руб.;
качели — 10 тыс. руб.;
песочница — 3–4 тыс. руб.;
футбольные ворота — 10 тыс. руб.;
теннисный стол — 8 тыс. руб.;
баскетбольная стойка со щитом — 7 тыс. руб.;
хоккейная площадка пластиковая — 600–700 тыс. руб., деревянная — 300 тыс. руб.;
турник тройной — 8 тыс. руб.