Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Чья молитва громче

10 июля 2008 10:00

Сегодня в КГИОП будет рассматриваться обращение жителей Петроградской стороны, которые просят отменить решение о проведении археологических работ на территории садика на углу Большой Пушкарской и Широкой — там, где раньше стоял собор Святого Матфея. А тут еще и скандал с возведением церкви на Лахтинской улице вступил в новую фазу. На Петроградке, и без того культовыми сооружениями не обиженной, вовсю кипят страсти вокруг укрепления духовности под коммерческим соусом...

Дети, собаки, журналисты, религиозные фанатики — все смешалось в Матвеевском саду





Склочный ренессанс
Около сотни жителей Петроградского района собрались в минувший вторник на акцию против строительства очередного храма в Петроградском районе. Как объяснила представитель инициативной группы жителей Евгения Лихтарникова, «мы продолжаем протестовать против того, что какая-то компания под видом строительства православного храма хочет отнять у нас и у наших детей единственный в округе зеленый сквер». По словам Евгении, фонд «Православие», претендующий на территорию сквера, начинает агрессивные действия против его защитников.
— Так, вечером 7 июля человек, представившийся охранником огороженной территории, на которой запланировано строительство, напал на группу активистов, расклеивавших листовки в защиту зеленой зоны, — утверждает Лихтарникова.
На место событий пришли и сторонники возрождения храма. Женщины, назвавшиеся Илоной и Ниной, раздали прохожим и участникам акции материалы, где было сказано, что защитники сквера отстаивают всего лишь место для выгула своих собак, и что церковь будет построена в любом случае.
Посетивший митинг депутат Заксобрания, лидер фракции КПРФ Владимир Федоров отметил, что «правда всегда на стороне народа. И если после депутатской проверки обнаружится, что разрешение на строительство выдано незаконно, это дело окажется в прокуратуре».

«Видите ли, я агностик...»
О сути этого конфликта «Новая» рассказывала в конце мая. Территория садика включена в охраняемый законом перечень ЗНОП, в Генеральном плане развития Петербурга она указана как рекреационная зона. Меж тем фонд «Православие» добивается воссоздания стоявшего на этом месте храма, утраченного в 1932 году.
На участке было раскопано несколько шурфов, а затем инициаторы изысканий, заявив, что нашли остатки фундамента, зарегистрировали его в КГИОП как объект культурного наследия. Затем, в 2006 году, заместитель председателя КГИОП Ольга Таратынова выдала «Православию» как заказчику задание на проведение раскопок, поиск фундамента церкви, определение последовательности строительных работ, проектирование и строительство храма, благоустройство церковного участка. Окрестные жители всполошились, только когда в мае 2008 года большую часть садика огородили забором, а представители «Православия» стали говорить, что собираются в процессе археологических исследований вынуть 1000 кубометров грунта.
Противники уничтожения сквера во главе с Евгенией Лихтарниковой и Андреем Шустровым проводят митинги, расклеивают листовки и пишут во все инстанции. Собрано около 500 подписей под обращениями — в том числе губернатору и митрополиту. С другой стороны баррикады выступает группа граждан, называющая себя православной общиной утраченного храма, возглавляемая Владимиром Синкевичем.
Каждую среду община устраивает «молитвенные стояния», с пением акафистов и прохождением вокруг холма, под которым, возможно, находятся остатки основания храма. При этом Синкевич разместил на интернет-сайте «Русская линия» сообщения об «атеистическом бунте».
— Мы действуем в рамках наших конституционных прав, а община, не имеющая ни прихода, ни настоятеля, препятствует этим попыткам и вводит общественность в заблуждение, — высказывает свою точку зрения Евгения Лихтарникова.

Будка гласности
Сейчас в садике стоит будка охраны и строительный вагончик, а трое рабочих заканчивают установку дополнительных секций забора. На заборе висят объявления: одно сообщает, что работы ведутся по ордеру ГАТИ и что запланировано «вскрытие фундамента церкви и выполнение архитектурно-археологических изысканий», другое призывает спасти садик: «Чем закончатся раскопки? В лучшем случае котлованом с водой, в худшем — строительством какого-то другого объекта? Дети важнее зданий! Вера в бога — не оправдание пренебрежения к людям и не повод для вранья!»
«Нам садик нужен, а не церковь! — возмущается молодая мама с ребенком. — Церквей и так хватает — их вокруг больше, чем садиков! А гулять негде…»
— Мы против недобросовестных и нелегитимных действий, — подчеркивает Лихтарникова. — И против истерии тех, кто, называя себя верующими, пытается принять решение за весь микрорайон...
Хотя зачем при этом обращаться к митрополиту — непонятно. Чтобы он принял решение за весь микрорайон?
— А чиновники молчат, — продолжает Евгения. — От вице-губернатора Александра Вахмистрова пришла отписка — он все переслал в районную администрацию. Но мы и в администрацию писали — прошло больше месяца, ответа нет. Городская прокуратура переправила наши вопросы в районную, та ответила, что это городские комитеты должны разбираться. КГА тоже молчит…
Особенность ситуации еще и в том, что никакого отношения к планируемому «воссозданию храма» официальные структуры Русской православной церкви не имеют. Во всяком случае, на сайте церковного вестника «Вода живая» (официальное издание городской епархии РПЦ) сообщается, что «строительство храма в Матвеевском скверике не является инициативой Санкт-Петербургской митрополии». И что «со стороны фонда «Православие» не было никаких обращений в епархиальное управление, поэтому правящим архиереем их деятельность не благословлялась».
А если, допустим, благословят — то что? Государство у нас вроде пока еще светское...

Борис ВИШНЕВСКИЙ, Илья ЕВСТИГНЕЕВ
Фото Ильи ЕВСТИГНЕЕВА


Наш форум
Алексей Шкваров, к. и. н., член Союза писателей РФ, член Союза журналистов СПб, председатель правления благотворительного фонда «Православие»:
— И стыдно, и грустно... читать и про Лахтинскую, и про Матфеевский садик. Православные общины и жители Петроградки, тоже в большинстве своем православные, сходятся, как на древнем поле брани, вместо того чтобы искать компромисс. Напомню слова владыки Иоанна: «...излишне настойчиво излагая свои убеждения, вместо желаемой пользы можно вызвать гнев и ненависть. Кто будет виноват перед Богом в таком случае? Не исключено, что ваша вина будет даже больше, ибо вы невольно спровоцировали эту агрессию». Стыдно за всех, и приношу свои извинения всем, кто оказался невольно обижен.

Нина Кудряшова:
— Я живу в этом городе с рождения уже 53 года, впервые вижу такое количество людей, активно выступающих против воссоздания разрушенного храма. Мои предки жили рядом с этим сквером, моя прабабушка была прихожанкой этого храма. Здесь выросли мой дед, мой отец и я. Не понимаю, как можно быть против церкви, которая создана самим Иисусом Христом. Но если нет веры, нет любви к Родине, нет Совести — нет и человека. За все надо платить дорогой ценой. Это уже было в нашей истории.
Протестующие граждане хотят видеть там гуляющих собак, они изготовили металлическую решетку, которую уже привезли и выгрузили в сквере... Эти люди добиваются своей цели любыми методами, даже угрозами в адрес благотворительного фонда «Православие», построившего уже пять храмов с благословения митрополита Владимира. Вся деятельность этого фонда имеет высочайшее благословение. От агрессивных собачников фонд не скрывает ни одного документа, которые в полном комплекте имеются в муниципальном образовании «Кронверкское».
Эти люди именно против самого православия, против исторической справедливости, против уважения к памяти наших предков. Они, зная о новом законе о содержании животных, не желают ему подчиняться. Собаки любых пород в присутствии этих хозяев бегают по саду, гадят на месте разрушенного храма, а те с удовольствием на это смотрят.
И понятно, почему они вызвали на свой митинг коммуниста Федорова, ведь он же, конечно, противник православия. Не представляю, если церковь не сможет помочь исправиться людям с искореженными душами, то что же это будет за народ?