Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Карающий меч росрегистрации вложили в ножны минюста

15 мая 2008 10:00

«Уничтожен тиран, который переходил все законные границы и держал в страхе некоммерческие организации» — так петербургские правозащитники и руководители различных общественных объединений оценили подписанный 12 мая президентом Дмитрием Медведевым указ об упразднении Федеральной регистрационной службы (Росрегистрации). С 1 октября 2008 года функции ФРС по контролю за деятельностью некоммерческих организаций (НКО), в том числе — отделений международных и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, будут переданы Минюсту России.



Так уже было раньше: регистрировало, предупреждало, наказывало, ликвидировало некоммерческие организации Министерство юстиции РФ. До тех пор, пока в апреле 2006 года у власти не возникла необходимость в ФРС. Повсеместные протесты НКО и многочисленные доводы против создания очередной бессмысленной службы в правительстве не услышали. Правящая верхушка напротив видела резон в дополнительном регистрационно-карательном органе.
Два года назад правозащитники и общественные деятели только догадывались о главных задачах ФРС и высказывали опасения. Сегодня их страхи доказаны цифрами и фактами.
Росрегистрация, по мнению представителей НКО, во-первых, должна была сократить в России количество некоммерческих организаций. По неофициальным сведениям, в 2007 году — на 20% от общего числа, в 2008-м — как минимум на 10%. Во-вторых, именно ФРС чиновники поручили нанесение точечных ударов по третьему сектору. Росрегистрация стала не просто новым звеном в цепочке надзирающих и карающих органов, а была наделена огромными полномочиями. ФРС вооружили почти двумя десятками функций, из которых всего одна являлась разрешительной: регистрация НКО. Остальные (предупреждение, предписание, уведомление, ограничение, ликвидация и т. д.) — карательными либо запретительными. Однако, как свидетельствуют юристы, защищающие права НКО, даже при регистрации допускались серьезные нарушения.
— Все силы государства были брошены на борьбу с нелояльными (правозащитными, образовательными, социальными и пр.) некоммерческими организациями, лояльные — могли даже получить от властей поддержку, — прокомментировал «Новой» сложившуюся ситуацию исполнительный директор Санкт-Петербургского гуманитарного и политологического центра «Стратегия» Михаил Горный.
Особенно жесткому контролю в последние два года подверглись некоммерческие организации, которые финансировались из-за границы, а также филиалы зарубежных и международных НКО в России, объявленные чуть ли не агентами иностранных спецслужб. Выдержали эту борьбу, по наблюдениям экспертов, только сильнейшие организации и те, которые «договорились» с властью или были созданы при ее участии.
Правозащитники и общественные деятели рассчитывают, что теперь положение НКО улучшится. Обоснованность этих расчетов покажет время.

Нина ПЕТЛЯНОВА


Прямая речь
Мария КАНЕВСКАЯ, директор АНО «Ресурсный правозащитный центр»:
— Несмотря на то что с момента создания Федеральной регистрационной службы прошло немало времени, созданная искусственно Росрегистрация так и не смогла вписаться в общую систему государственных органов. Получив огромные полномочия по контролю за некоммерческими организациями, ФРС часто подменяла собой другие государственные органы. Нарушения при регистрации и проведении проверок перешли все мыслимые и немыслимые пределы, равно как и размеры штата и бюджета на содержание большого аппарата сотрудников. Это уже невозможно было терпеть. Передача функций Минюсту, по-моему, должна ослабить тот напор, с которым Росрегистрация набросилась на некоммерческие организации.

Анна ШАРОГРАДСКАЯ, директор некоммерческого партнерства «Институт региональной прессы»:
— Росрегистрация изначально сделала много ложных шагов, так как специалисты этой службы сами толком не понимали своих задач. Ведь, когда создавали Росрегистрацию, не могли сразу стольких людей просветить. Просто невозможно за такой короткий срок изучить специфику всех тех организаций, которые проверяли сотрудники ФРС.
Но я бы сейчас не стала раньше времени радоваться. На мой взгляд, Минюст по своим функциям и полномочиям даже ближе к карательным органам, чем Росрегистрация. Сама по себе передача полномочий не означает, что некоммерческим организациям будет легче и проще существовать. Надо еще понять, что меняется. Сохранятся ли те же условия? Те же отчеты? Те же санкции?
Наглядный пример. Недавно стало известно, что довольно известная общественная организация «Правозащитный совет Петербурга» (в которую я вхожу и членами которой являются экс-депутат ЗакСа Наталия Евдокимова, правозащитники Юрий Вдовин, Леонид Романков, Юрий Нестеров, Александр Винников, Юлий Рыбаков и другие) — вне закона. Потому что эта организация не зарегистрирована.
Если Минюст будет выполнять все те же функции, что и Росрегистрация, в том же объеме и с тем же качеством, и квалификация специалистов останется прежней, то радоваться нечему. Если же контролирующим органам удастся возвратиться хотя бы в свое прежнее, более законное состояние, поаплодируем Медведеву.

Элла ПОЛЯКОВА, Председатель правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга»:
— Ликвидация Росрегистрации упростит нам существование, развяжет руки, вернет полномочия. Сегодня уже не секрет, что в свое время ФРС была создана для закрытия ряда организаций: тех, которые уклонялись от налогов, мешали, вели неугодную власти политику и т. д. и т. п. Минюст — лучше для некоммерческих организаций. Я уверенно говорю, потому что могу сравнивать. Мы все это уже проходили: до 2006 года в нашей организации проводил проверки Минюст. Были взыскания, но в ходе последующих разбирательств устанавливался порядок. С 2006 года Росрегистрация просто поставила нас под угрозу закрытия. Нам пришлось изменять и перерегистрировать устав, исключать людей из организации и многое другое. С Минюстом можно спорить и бороться при помощи закона. Конечно, не стоит ждать манны небесной и от Минюста. Мы — НКО и априори неудобны, потому что находимся в оппозиции к власти, поэтому трудности у нас будут всегда.

Досье «Новой»
В 2007 году, по данным Федеральной регистрационной службы, в России было зарегистрировано свыше 278 тысяч НКО. На 1 января 2008 года в стране осталось 227 577 организаций. В Петербурге на сегодняшний день насчитывается около 23 тысяч некоммерческих организаций (это 4% от всех российских НКО). Большая часть НКО — 33% — общественные объединения, 16% — потребительские кооперативы, 13% — различные фонды и объединения, менее 10% — правозащитные организации. В сфере социальной защиты работают 20% НКО, в сфере культуры — 14%, в сфере образования и науки — 6%, воспитанием детей и молодежи занимаются 4%. С точки зрения занятости сектор НКО дает около 1% от общего числа работающих петербуржцев.