Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Деньги – остров – деньги

2 ноября 2006 10:00

Дело не в том, что жизнь или работа на островах – это сверхкомфортно. Наоборот, алчная застройка Крестовского уже превратила его из острова-парка в сплошную стройплощадку. Землю на островах покупают лишь потому, потому что ее можно дорого продать. Не из-за чьих-то романтических грез о «морском виде», но из-за чьих-то выгодных капиталовложений нынешним обитателям островов приходится вставать, извиняться и убираться подобру-поздорову.

С некоторых пор территория «на островах» — Крестовском, Каменном и т. д. – действует на инвесторов и девелоперов как красная тряпка на быка. Если земля здесь не продается по-хорошему, ее вырывают силой





Первыми жертвами дележа островов стали спортивные яхт- и гребные клубы. Они по определению являются обладателями самых дорогих речных и морских видов. И они же – наименее защищенные законом пользователи земли. В совокупности это означает смертный приговор. В советское время спортивные базы принадлежали профсоюзным организациям, предприятиям или вузам. В новое время, из-за путаницы с правоустанавливающими документами, странных приватизационных сделок или просто недобросовестных руководителей, которым досталось столь ценное наследство, клубы один за другим становятся жертвами захватов.
Одна из типичных историй — отъем яхт-клуба Морского технического университета (бывшего Кораблестроительного института). Он располагался на острове площадью около 50 тысяч кв. м, возникшем после того, как в 50-х годах прошлого века был прорыт Гребной канал. До 90-х годов остров носил непритязательное название Безымянный. В 90-х, из-за чьей-то ошибки, Безымянный стал называться Бычьим. Исторически Бычий делили яхт-клуб Корабелки и экспериментальная база ЦНИИ имени Крылова. Когда права на остров пришлось отстаивать в суде, яхтсмены предъявили найденную в архиве копию с постановления Совета народных депутатов Ждановского района от 1956 года о передаче яхт-клуба Кораблестроительному институту. Эта копия (оригинал из архива исчез) стала одним из немногих документов, юридически подтверждающих право Корабелки на остров. В 50-е годы (и вплоть до 80-х), когда о грядущей ценности островной земли никто не подозревал, никому не приходило в голову беречь документы.



Впервые яхтсмены озаботились своим правовым статусом в середине 90-х, когда вокруг острова засуетились первые «инвесторы», желавшие превратить Бычий в закрытый остров с элитными коттеджами. Еще бы – последний зеленый оазис (существует даже термин «эндемики Бычьего острова»), с великолепным морским видом, деликатно отделенный от народных масс водной преградой и при этом фактически в центре города! Однако университет и яхт-клуб сумели успешно отбить атаки. Параллельно руководство вуза несколько раз (начиная с 1997 года) просило у КУГИ узаконить их отношения: определить границы территории, заключить арендный договор и выставить счета. Однако КУГИ, вместо того чтобы по всем правилам начать получать арендную плату, почему-то затягивал решение вопроса, присылая в ответ невнятные отписки.
Последующие шаги чиновников вскрыли причины этого странного поведения. В 2003 году КУГИ внезапно подал в суд исковое заявление о неправомерности нахождения яхт-клуба на острове Бычий. А когда известный борцовский клуб «Явара-Нева», позиционирующий себя в качестве «друзей Путина», заявил о своем желании строить на Бычьем спортивно-развлекательный комплекс, все окончательно встало на свои места. Член яхт-клуба сотрудник Корабелки Юрий Чистяков, бывший в свое время одним из самых активных защитников Бычьего, не исключает возможности, что КУГИ действовал «по заказу» «Явары-Невы». По мнению Чистякова, «видимо, было задание определенным людям поскорее очистить эту территорию, по возможности законными способами». В «Яваре» сотрудничает бывший тренер нынешнего президента по дзюдо, да и сам глава фирмы Аркадий Ротенберг, как говорят, находится с ВВП в хороших личных отношениях. А это, как известно, крайне весомый аргумент для властей всех ветвей и уровней.
Суд с КУГИ продолжался два года. Наконец ценой неимоверных усилий активистов им удалось доказать историческое право Корабелки на территорию яхт-клуба. Однако параллельно уже с начала 2005 года началось физическое выдавливание клуба с острова. При въезде на Бычий поставили охрану, которая убедительно советовала яхтсменам перебираться в другое место, так как их территория, мол, уже передана клубу «Явара-Нева».
В чем же дело? Оказывается, не дожидаясь решения вопроса через судебную тяжбу от имени КУГИ (или отчаявшись решить его законным способом), правительство Петербурга выпустило постановление, разрешающее «Яваре» приступить к изыскательским и строительным работам. Так что руководитель проекта спорткомплекса «Явара-Нева» Андрей Лазоренко решительно не понимает, почему яхтсмены недовольны и с какой стати называют действия его фирмы «рейдерским захватом».
– Мы действовали на совершенно законных основаниях, — утверждает господин Лазоренко. – Было постановление правительства Санкт-Петербурга. Нам передали эту территорию на инвестиционных условиях. Эти люди (яхтсмены) находились на острове безо всяких прав и отказывались уезжать.
Яхтсмены считают иначе.
– У власти левая рука не знала, что делала правая, — говорит Юрий Чистяков. — Тогда мы подняли общественность. Написали несколько обращений, в том числе губернатору. Мы показали, что наш университет является вузом федерального значения. А стало быть, вопрос о его территориях должен решаться на федеральном уровне. В худшем случае Бычий должен был быть признан спорной территорией.

Совокупные усилия принесли плоды. В апреле руководство университета получило от КУГИ письмо, из которого следовало, что вуз может-таки оформить долгожданный договор аренды. Оставалось только сделать это... И тут случилось неожиданное. Руководство Морского технического университета вдруг решило, что… остров ему не нужен. По мнению бывшего члена яхт-клуба Василия Алексеева (кстати, регулярного призера многих российских и зарубежных парусных гонок), «вышло так, что активисты клуба сами добились права для ректора института Константина Борисенко отказаться от острова». То есть – облегчили задачу «Яваре-Неве».
По словам бывшего председателя яхт-клуба Константина Немчинова, в течение июня ректора дважды вызывал к себе вице-губернатор Тарасов. После второй подобной встречи Борисенко созвал ученый совет. Как утверждает Немчинов, ректор заявил собравшимся, что не может бороться с решением администрации города и что Смольный в лице Тарасова очень просит институт отказаться от земли на острове. Ректор выдвигал и другие аргументы – высокая арендная плата, сложность содержания яхт-клуба и т. д., – но апелляция к вице-губернатору, понятно, стала основной и решающей.
В результате большинством голосов было принято решение отказаться от территории на острове.
– Это фантастика, — недоумевает Юрий Чистяков, — что институт якобы не может содержать такую ценную территорию. Было бы желание, и можно найти способ, как окупить ее и в то же время сохранить клуб.
Как сообщил Константин Немчинов, институт отказался от яхт-клуба якобы в обмен на компенсацию в 1 миллион 200 тысяч рублей. Согласитесь, для ценнейшего участка земли с видом на залив – как-то маловато.
Ну а по словам уже упоминавшегося Андрея Лазоренко, клуб «Явара-Нева» достиг соглашения с руководством института. Заметим, что «руководство» и «институт» — это не всегда одно и то же.

Общественные слушания по проекту застройки Бычьего острова оказались откровенной фикцией. Вот как описывает их Юрий Чистяков: «Мы пришли туда, выступили. В президиуме сидели представители застройщика, петроградского КУГИ, архитектор проекта. Нам обещали все наши возражения внести в протокол. Потом мы начали требовать этот протокол у замглавы Петроградского района. Он нам сказал, что протоколов у него нет. Наконец, обходными путями удалось их получить. И что же? Оказалось, что все мои слова перевраны. И что самое удивительное, я их, оказывается, сам подписал!» В результате эти слушания были признаны советом МО «Чкаловское» незаконными. Но на ход дела это не повлияло.
Самое главное, яхтсмены сильно сомневаются, что «Явара-Нева» действительно будет реализовывать на острове свой проект.
– Строить спорткомплекс на Бычьем невыгодно, — считает Чистяков. – Там нет никаких инженерных коммуникаций. Скорее всего, остров перепродадут кому-нибудь, когда он снова подскочит в цене. Либо построят там не спорткомплекс, а апартамент-отель типа «Пятого элемента» в Приморском парке Победы, где под видом гостиницы у людей постоянное элитное жилье. А возможно, кто-то рассчитывает отмыть бюджетные деньги, выделенные в огромном количестве под проект строительства нового стадиона на месте стадиона имени Кирова. Ведь и остров-то отбили под шумок демонтажа стадиона.
Вся эта история лишний раз подтверждает мысль о том, что «элитные» территории островов захватываются фактически не людьми, а капиталами. Для нужд тех же капиталов. Ведь если даже представить, что на острове построят не спорткомплекс, а жилье, то в свете планов по строительству Западного скоростного диаметра оно быстро потеряет свою «элитность». Выходит, единственный смысл для инвесторов – использовать Бычий как способ кратковременного капиталовложения. Перепродать несколько раз с выгодой для себя, пока окончательно не станет ясно, что ЗСД – это реальность. И ради этой цели идет на заклание единственный студенческий яхт-клуб?

Ирина АНДРИАНОВА
Фото Александра БАНЬКОВА