Навстречу северной авроры…
Долгие годы местом паломничества туристов и местных любителей истории является легендарный крейсер «Аврора», стоящий на Петроградской набережной в северной столице России. Мало кто при этом знает, что к настоящему кораблю, прошедшему три войны и две революции, конструкция, пришвартованная на набережной и формально именующаяся действующим боевым кораблем, имеет весьма опосредованное отношение.
Настоящий крейсер революции лежит на побережье Финского залива
Еще при советской власти – к ее 70-летию – «Аврора» пережила капитальный ремонт. От прежнего судна при этом осталось совсем немного – часть пушек и надпалубных построек. По сути, то, что сейчас стоит на Петроградской набережной, является полным новоделом. Настоящая «Аврора», как выяснилось, утоплена в Финском заливе близ поселка Ручьи Кингисепп-ского района Ленобласти. Два последних десятилетия местные жители успешно разбирают ее на стройматериалы и сувениры.
Крейсер, находящийся на вечной стоянке на Петроградской набережной, притягивает туристов словно магнит. «Аврора» выглядит как новенькая. Корпус, не имеющий ни одной пробоины, красят по большим праздникам. Кажется, что судно в любую минуту готово сняться с якоря и отправиться в дальний поход.
Колоссальные повреждения крейсер получил уже в своих первых боях в ходе Русско-японской войны. Затем была Октябрьская революция и Великая Отечественная. Первую капитальную починку «Аврора» прошла сразу после войны, в 1940-х, на верфях Кронштадта. Судоремонтники поменяли деревянную палубу на новую и полностью переоборудовали внутренние помещения, в которых обосновались нахимовцы... Вскоре, однако, встал вопрос об очередной реновации: железный корпус «Авроры» попросту сгнил. В трюме судна постоянно работали насосы, ежесуточно откачивавшие несколько десятков тонн воды.
К началу 1980-х годов стало ясно, что в первозданном виде сохранить «Аврору» просто невозможно.
Очередная реконструкция, по сути ставшая концом старого крейсера, началась в 1984 году и продолжалась три года. Мощные буксиры сняли корабль с вечной стоянки и потащили его на Северную верфь. Там, в доках, крейсер революции попросту распилили на части. Нижняя часть судна, включая всю подводную, была полностью заменена. Суровой переделке подверглось и то, что находилось над водой. К юбилейной дате «Аврора» вернулась на привычное место, а далее встал вопрос о том, что же делать с остовом, находящимся на верфи. Сдачу его в металлолом в советские времена сочли бы идеологической диверсией. Вот и решили тогдашние вожди спрятать настоящую «Аврору» от глаз народа.
В последний поход крейсер, буксируемый мощными тягачами, отправился вдоль южного берега Финского залива как раз в 1987 году. Военные довели его до поселка Ручьи, расположенного в Лужской губе. До Великой Отечественной там велось создание военно-морской базы, призванной уменьшить нагрузку на Кронштадт. Оставляя территории наступавшим фашистам в сентябре 1941 года, советские войска взорвали все наземные постройки. Ни наши инженеры, ни немцы, уходившие с этих территорий через несколько лет, но не смогли уничтожить огромные пирсы на заливе. В качестве отстойника для боевых кораблей они использовались до недавнего времени. Там, в достаточно труднодоступном месте, и должна была доживать свой век «Аврора».
Некоторое время прославленный крейсер так и стоял возле одного из пирсов. Так продолжалось недолго. Сперва «Аврору» потихоньку растаскивали военные, а затем они же фактически отдали корабль на разграбление работникам действовавшего в этих местах рыболовецкого совхоза «Балтика».
– Я прекрасно помню события тех дней, – рассказывает бывший главный механик названного хозяйства Владимир Юрченко. – Наше начальство договорилось с военными, и в один прекрасный день нас отправили резать «Аврору». «Приватизировать» разрешили все, что сможем унести. В совхозе даже клич бросили «Мужики! Айда «Аврору» брать!» Народа откликнулось достаточно много. Имущество с корабля мы вывозили грузовиками. В первую очередь сняли металлические трапы (позже их использовали при строительстве). С надводных частей отдирали медную обшивку – тогда весь корабль был покрыт слоем листовой меди. Обстановка во внутренних помещениях оказалась практически нетронутой. В одной из душевых я, к примеру, снимал с пола и стен кафель. Позже облицевал этой плиткой пол у себя в бане. Многие забирали двери вместе с косяками и вынимали иллюминаторы.
По словам Владимира Михайловича, разграблявшие крейсер рабочие наткнулись на совершенно исправную систему пожаротушения. Она сработала, когда при помощи сварочного аппарата стали вскрывать переборки. Половину корабля при этом залило пеной.
– Стояла зима, рыболовецкие суда в море не выходили, и делать было все равно нечего, – продолжает Юрченко. – «Аврору» тогда мы облазили вдоль и поперек. Кроме деталей, там удалось найти несколько старинных вещей из утвари. Так, между бортами я наткнулся на помятую медную сковородку и самовар, на котором было выбито «1903». Иногда ребята находили дореволюционные монеты. Ничего по-настоящему ценного, однако, на крейсере не нашлось.
«Обглоданное» военными и рыбаками судно, словно скелет гигантской рыбы, простояло у старого пирса несколько месяцев. Крейсеру был уготован совершенно незавидный конец. В чью-то светлую голову в военной фуражке пришла гениальная идея: загрузить металлический корпус камнями и утопить его в гавани, превратив в волнорез.
– Залив в этих местах и в самом деле беспокойный, – поясняет все тот же Владимир Юрченко. – Весной и осенью пристать к берегу достаточно сложно, и волнорез здесь действительно необходим. Вот только из-за допущенных рабочими ошибок ничего хорошего из этой затеи не получилось. Груженное камнями судно пошло вбок, а затем и вовсе опрокинулось и затонуло совсем не там, где было запланировано. Сейчас это самый настоящий мусор, лежащий в прибрежной полосе. Позже местные коммерсанты хотели поднять остов, разрезать его и продать за границу как металлолом, но военные запретили проводить какие-либо работы в их гавани.
А вскоре после затопления символа рволюции крах советской власти вступил в окончательную стадию, завершившуюся путчем 1991 года.
Найти останки корабля любой желающий может без всякого труда. В окрестных деревнях место нынешнего расположения «Авроры» может показать кто угодно. Судно стало своего рода местной достопримечательностью. На фоне обломков охотно фотографируются туристы, которых заносит в довольно глухую часть Кингисеппского района. Летом по железному остову азартно лазят мальчишки. Во время отлива корпус, вытянувшийся на 120 метров в длину, виден целиком. При приливе волны бьются лишь о небольшой участок носовой части с креплениями для канатов.
Рядом с гигантскими бетонными пирсами до сих пор высятся два полузаброшенных здания. В одном временами появляются моряки, в другом уже шесть лет живет отставной военный Василий Мочалов. В середине 1990-х годов переселенец из Молдавии лишился жилья и документов при пожаре. Заняв пустующий домик, он ловит рыбу сам и помогает управляться с сетями местным рыбакам. По словам Василия Степановича, практически каждый год затопленную «Аврору» обследуют аквалангисты.
– Летом этого года тут почти неделю ныряли какие-то ребята, приехавшие из Белоруссии, – говорит Василий Мочалов. – Ничего интересного они, правда, не нашли и стали снимать медные пластины, сохранившиеся в некогда подводной части. Сказали, что порежут их на мелкие части и будут продавать как сувениры. Еще под водой они обнаружили старинный утюг и подарили его мне в благодарность за постой. Музейщиков он вряд ли заинтересует, зато гладить им, накалив на плите, очень даже можно.
Впрочем, для того чтобы найти сувениры с «Авроры», вовсе не обязательно спускаться под воду с аквалангом. Всего-то и нужно пройти по близлежащим деревням и повнимательнее присмотреться к домам, построенным в конце 1980-х годов. Части корабля, превращенные в стройматериалы, видны то тут, то там. Трапы, по которым передвигались матросы и офицеры, стали лестницами в жилых зданиях; металлические каркасы пошли на строительство теплиц, кое-где металлом устланы крыши. На въезде же в деревню Дубки высится кирпичный дом с иллюминаторами, установленными вместо окон на воротах сарая и в сортире. Как утверждает хозяин, местный староста Виктор Ларионов, иллюминаторы с «Авроры» он снимал не сам, а забрал их у соседа, работавшего в рыболовецком совхозе.
– У него они просто так в огороде валялись, а я для дела приспособил, – не стесняясь признался Виктор Ильич.
Изнутри его туалет напоминает гальюн на знаменитом крейсере.
С точки зрения закона абсолютно все затонувшие объекты являются источниками загрязнения окружающей среды. Особую опасность здесь представляют именно утопленные суда. Ведь в воду в этом случае попадает не только металл, но и горючее, а также смазочные материалы. Если в черте Петербурга с конца 1990-х годов действует программа подъема затонувших кораблей, то в Ленобласти ее по-прежнему нет. Несколько сот брошенных хозяевами судов уже поднялись со дна в акватории Невы за счет городского бюджета. В Ленинградской же области количество подобных объектов исчисляется тысячами. Только в Ладожском канале лежит более семидесяти кораблей. В Финском же заливе плавсредства тонут постоянно, как и триста, и двести лет назад. Найти на дне можно такую экзотику, как, скажем, подводные лодки. Какая гадость может вылиться в воду из их отсеков – большая государственная тайна.
Как-то решить проблему подъема затонувших судов попыталась Ленинградская межрайонная природоохранная прокуратура (поднимать со дна корабли, ставшие, увы, мусором, ее представители пытаются посредством Фемиды). Но ответить на вопрос: а стоит ли поднимать «Аврору», четко не могут даже там.
– Прежде всего это проблема идеологического характера, – считает заместитель прокурора Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратуры Олег Ермолин. – Использование металлических конструкций для создания сооружений, защищающих от волн, допустимо; и то, что корабль был утоплен, по идее, без всякой пользы, картины существенно не меняет. Не создавая помех для судоходства, «Аврора» может лежать в гавани, принадлежащей военным, еще очень и очень долго. Тем более что судоподъем – дело дорогое, и тот, кто решится на подобную операцию, компенсировать свои затраты реализацией металла все равно не сможет. Так что, по всей видимости, крейсер революции останется в таком положении навсегда.
Еще при советской власти – к ее 70-летию – «Аврора» пережила капитальный ремонт. От прежнего судна при этом осталось совсем немного – часть пушек и надпалубных построек. По сути, то, что сейчас стоит на Петроградской набережной, является полным новоделом. Настоящая «Аврора», как выяснилось, утоплена в Финском заливе близ поселка Ручьи Кингисепп-ского района Ленобласти. Два последних десятилетия местные жители успешно разбирают ее на стройматериалы и сувениры.
Крейсер, находящийся на вечной стоянке на Петроградской набережной, притягивает туристов словно магнит. «Аврора» выглядит как новенькая. Корпус, не имеющий ни одной пробоины, красят по большим праздникам. Кажется, что судно в любую минуту готово сняться с якоря и отправиться в дальний поход.
Колоссальные повреждения крейсер получил уже в своих первых боях в ходе Русско-японской войны. Затем была Октябрьская революция и Великая Отечественная. Первую капитальную починку «Аврора» прошла сразу после войны, в 1940-х, на верфях Кронштадта. Судоремонтники поменяли деревянную палубу на новую и полностью переоборудовали внутренние помещения, в которых обосновались нахимовцы... Вскоре, однако, встал вопрос об очередной реновации: железный корпус «Авроры» попросту сгнил. В трюме судна постоянно работали насосы, ежесуточно откачивавшие несколько десятков тонн воды.
К началу 1980-х годов стало ясно, что в первозданном виде сохранить «Аврору» просто невозможно.
Очередная реконструкция, по сути ставшая концом старого крейсера, началась в 1984 году и продолжалась три года. Мощные буксиры сняли корабль с вечной стоянки и потащили его на Северную верфь. Там, в доках, крейсер революции попросту распилили на части. Нижняя часть судна, включая всю подводную, была полностью заменена. Суровой переделке подверглось и то, что находилось над водой. К юбилейной дате «Аврора» вернулась на привычное место, а далее встал вопрос о том, что же делать с остовом, находящимся на верфи. Сдачу его в металлолом в советские времена сочли бы идеологической диверсией. Вот и решили тогдашние вожди спрятать настоящую «Аврору» от глаз народа.
В последний поход крейсер, буксируемый мощными тягачами, отправился вдоль южного берега Финского залива как раз в 1987 году. Военные довели его до поселка Ручьи, расположенного в Лужской губе. До Великой Отечественной там велось создание военно-морской базы, призванной уменьшить нагрузку на Кронштадт. Оставляя территории наступавшим фашистам в сентябре 1941 года, советские войска взорвали все наземные постройки. Ни наши инженеры, ни немцы, уходившие с этих территорий через несколько лет, но не смогли уничтожить огромные пирсы на заливе. В качестве отстойника для боевых кораблей они использовались до недавнего времени. Там, в достаточно труднодоступном месте, и должна была доживать свой век «Аврора».
Некоторое время прославленный крейсер так и стоял возле одного из пирсов. Так продолжалось недолго. Сперва «Аврору» потихоньку растаскивали военные, а затем они же фактически отдали корабль на разграбление работникам действовавшего в этих местах рыболовецкого совхоза «Балтика».
– Я прекрасно помню события тех дней, – рассказывает бывший главный механик названного хозяйства Владимир Юрченко. – Наше начальство договорилось с военными, и в один прекрасный день нас отправили резать «Аврору». «Приватизировать» разрешили все, что сможем унести. В совхозе даже клич бросили «Мужики! Айда «Аврору» брать!» Народа откликнулось достаточно много. Имущество с корабля мы вывозили грузовиками. В первую очередь сняли металлические трапы (позже их использовали при строительстве). С надводных частей отдирали медную обшивку – тогда весь корабль был покрыт слоем листовой меди. Обстановка во внутренних помещениях оказалась практически нетронутой. В одной из душевых я, к примеру, снимал с пола и стен кафель. Позже облицевал этой плиткой пол у себя в бане. Многие забирали двери вместе с косяками и вынимали иллюминаторы.
По словам Владимира Михайловича, разграблявшие крейсер рабочие наткнулись на совершенно исправную систему пожаротушения. Она сработала, когда при помощи сварочного аппарата стали вскрывать переборки. Половину корабля при этом залило пеной.
– Стояла зима, рыболовецкие суда в море не выходили, и делать было все равно нечего, – продолжает Юрченко. – «Аврору» тогда мы облазили вдоль и поперек. Кроме деталей, там удалось найти несколько старинных вещей из утвари. Так, между бортами я наткнулся на помятую медную сковородку и самовар, на котором было выбито «1903». Иногда ребята находили дореволюционные монеты. Ничего по-настоящему ценного, однако, на крейсере не нашлось.
«Обглоданное» военными и рыбаками судно, словно скелет гигантской рыбы, простояло у старого пирса несколько месяцев. Крейсеру был уготован совершенно незавидный конец. В чью-то светлую голову в военной фуражке пришла гениальная идея: загрузить металлический корпус камнями и утопить его в гавани, превратив в волнорез.
– Залив в этих местах и в самом деле беспокойный, – поясняет все тот же Владимир Юрченко. – Весной и осенью пристать к берегу достаточно сложно, и волнорез здесь действительно необходим. Вот только из-за допущенных рабочими ошибок ничего хорошего из этой затеи не получилось. Груженное камнями судно пошло вбок, а затем и вовсе опрокинулось и затонуло совсем не там, где было запланировано. Сейчас это самый настоящий мусор, лежащий в прибрежной полосе. Позже местные коммерсанты хотели поднять остов, разрезать его и продать за границу как металлолом, но военные запретили проводить какие-либо работы в их гавани.
А вскоре после затопления символа рволюции крах советской власти вступил в окончательную стадию, завершившуюся путчем 1991 года.
Найти останки корабля любой желающий может без всякого труда. В окрестных деревнях место нынешнего расположения «Авроры» может показать кто угодно. Судно стало своего рода местной достопримечательностью. На фоне обломков охотно фотографируются туристы, которых заносит в довольно глухую часть Кингисеппского района. Летом по железному остову азартно лазят мальчишки. Во время отлива корпус, вытянувшийся на 120 метров в длину, виден целиком. При приливе волны бьются лишь о небольшой участок носовой части с креплениями для канатов.
Рядом с гигантскими бетонными пирсами до сих пор высятся два полузаброшенных здания. В одном временами появляются моряки, в другом уже шесть лет живет отставной военный Василий Мочалов. В середине 1990-х годов переселенец из Молдавии лишился жилья и документов при пожаре. Заняв пустующий домик, он ловит рыбу сам и помогает управляться с сетями местным рыбакам. По словам Василия Степановича, практически каждый год затопленную «Аврору» обследуют аквалангисты.
– Летом этого года тут почти неделю ныряли какие-то ребята, приехавшие из Белоруссии, – говорит Василий Мочалов. – Ничего интересного они, правда, не нашли и стали снимать медные пластины, сохранившиеся в некогда подводной части. Сказали, что порежут их на мелкие части и будут продавать как сувениры. Еще под водой они обнаружили старинный утюг и подарили его мне в благодарность за постой. Музейщиков он вряд ли заинтересует, зато гладить им, накалив на плите, очень даже можно.
Впрочем, для того чтобы найти сувениры с «Авроры», вовсе не обязательно спускаться под воду с аквалангом. Всего-то и нужно пройти по близлежащим деревням и повнимательнее присмотреться к домам, построенным в конце 1980-х годов. Части корабля, превращенные в стройматериалы, видны то тут, то там. Трапы, по которым передвигались матросы и офицеры, стали лестницами в жилых зданиях; металлические каркасы пошли на строительство теплиц, кое-где металлом устланы крыши. На въезде же в деревню Дубки высится кирпичный дом с иллюминаторами, установленными вместо окон на воротах сарая и в сортире. Как утверждает хозяин, местный староста Виктор Ларионов, иллюминаторы с «Авроры» он снимал не сам, а забрал их у соседа, работавшего в рыболовецком совхозе.
– У него они просто так в огороде валялись, а я для дела приспособил, – не стесняясь признался Виктор Ильич.
Изнутри его туалет напоминает гальюн на знаменитом крейсере.
С точки зрения закона абсолютно все затонувшие объекты являются источниками загрязнения окружающей среды. Особую опасность здесь представляют именно утопленные суда. Ведь в воду в этом случае попадает не только металл, но и горючее, а также смазочные материалы. Если в черте Петербурга с конца 1990-х годов действует программа подъема затонувших кораблей, то в Ленобласти ее по-прежнему нет. Несколько сот брошенных хозяевами судов уже поднялись со дна в акватории Невы за счет городского бюджета. В Ленинградской же области количество подобных объектов исчисляется тысячами. Только в Ладожском канале лежит более семидесяти кораблей. В Финском же заливе плавсредства тонут постоянно, как и триста, и двести лет назад. Найти на дне можно такую экзотику, как, скажем, подводные лодки. Какая гадость может вылиться в воду из их отсеков – большая государственная тайна.
Как-то решить проблему подъема затонувших судов попыталась Ленинградская межрайонная природоохранная прокуратура (поднимать со дна корабли, ставшие, увы, мусором, ее представители пытаются посредством Фемиды). Но ответить на вопрос: а стоит ли поднимать «Аврору», четко не могут даже там.
– Прежде всего это проблема идеологического характера, – считает заместитель прокурора Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратуры Олег Ермолин. – Использование металлических конструкций для создания сооружений, защищающих от волн, допустимо; и то, что корабль был утоплен, по идее, без всякой пользы, картины существенно не меняет. Не создавая помех для судоходства, «Аврора» может лежать в гавани, принадлежащей военным, еще очень и очень долго. Тем более что судоподъем – дело дорогое, и тот, кто решится на подобную операцию, компенсировать свои затраты реализацией металла все равно не сможет. Так что, по всей видимости, крейсер революции останется в таком положении навсегда.
Андрей ИВАНОВ
Фото автора