Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Постскриптум фассбиндера

18 февраля 2002 10:00

Только что в Доме кино закончилась первая часть рассчитанной на целый год ретроспективы фильмов известного немецкого кинорежиссера Райнера Вернера Фассбиндера.




То, что происходило там во время кинопоказов, превзошло самые смелые ожидания организаторов - Гете-институт в Санкт-Петербурге и Петербургский музей кино. Зал был ежедневно переполнен. Причем не людьми зрелого возраста, которые еще могли в свое время увидеть некоторые картины неистового немца, а студенческой молодежью, которые видели фильмы тридцатилетней давности явно впервые. Каждый вечер молодые люди и девушки рассаживались в мягких креслах, сидя и стоя заполняли все проходы Дома кино на Караванной. А на улице оставалось не меньшее число их разочарованных сверстников, которым повезло меньше - им не удалось купить даже входной билет в зал. Каждый вечер они, затаив дыхание, следили за тем, как разворачивается сюжет, лишенный лихой голливудской фабулы и не такой уж простой для восприятия. Если кто и уходил, то таких были единицы. Они - смотрели. И эти притихшие парни и девушки напрочь опровергали бытующее мнение о том, что главное, что нужно сегодня для того, чтобы привлечь в зал зрителя, - это комфорт и евростандарт: технически оснащенные залы со стереозвуком, мягкие кресла с подставками для пепси и попкорна. Нет, это, конечно, не значит, что мы призываем вернуть атмосферу деревенского клуба, чтобы, сидя на колченогих стульях, вглядываться в плохо различимые «туманные картины» на дырявом экране. И все же опыт показывает: попкорн и звук «долби» - не главное. Сегодняшнюю молодежь, как и нас в свое время, манит в кино возможность думать и сопереживать. И этому не мешает битком набитый зал и не всегда хорошее качество старой 16-миллиметровой кинопленки. Главное - чтобы в притихшем зале на наших глазах рождалось таинство киноискусства - за чем, собственно, и приходят в кино... А в последний день показа исчезли все рекламные плакаты. Их унесли на память. Смешно сказать, но и в этом проявилась своеобразная этика кинолюбителей: ведь это случилось именно в последний, а не в первый день...

Игорь ХОЛОДОВ
Руководитель Санкт-Петербургского музея кино